Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
Российский фантастический фильм режиссёра Фёдора Бондарчука, экранизация одноимённого романабратьев Стругацких. Был выпущен в 2009 году в двух частях. Сюжет, выдержанный в духе научно-фантастической антиутопии, рассказывает о землянине из будущего Максиме, который попал на постапокалиптическую планету Саракш и оказался вовлечён в борьбу с местным режимом, использующим промывание мозгов.
Дилогия оставила у критиков смешанное впечатление. «Обитаемый остров» получил одобрительные отзывы за масштабность, визуальный ряд и спецэффекты, но негативные — за монтаж и игру исполнителя главной роли Василия Степанова. Обе части были лидерами российского проката на момент выхода среди снятых в России в 2009 году 78 кинофильмов «Обитаемый остров. Фильм первый» имел наивысшие кассовые сборы — 21,8 млн долларов и вошли в число самых кассовых фильмов Европы по итогам 2009 года. Но несмотря на это, учитывая большой объём бюджета, фильм не окупился.
Сюжет
«Обитаемый остров»
2157 год. Пилот Группы свободного поиска Максим Каммерер совершает вынужденную посадку на неизученной планете, где его берёт в плен абориген Зеф и сдаёт властям. Местный общественный строй напоминает милитаристскую диктатуру образца XX века. Власть принадлежит анонимным правителям — Неизвестным Отцам, они воздвигают по всей стране Башни, которые пропаганда называет противобаллистическими. По пути в столицу Максим видит, как одну из таких Башен взрывают некие «выродки». При падении Башни Максим спасает жизнь капралу Гаю Гаалу.
Когда Максима везут к одному из Неизвестных Отцов — Страннику, у сопровождающего его, Фанка, случается припадок, и Максим оказывается на свободе. Блуждая по городу, он забредает в кафе, где знакомится с официанткой Радой — сестрой Гая. Провожая её домой, он вступает в схватку с уличной бандой. Максим поселяется у Гаалов и знакомится с убеждениями жителей Саракша. Он видит, что сознание Рады и Гая отравлено пропагандой. Они верят, что Неизвестные Отцы — спасители Родины, которая находится в кольце врагов — бывших колоний. Они также верят, что живут на внутренней поверхности полой планеты.
Между тем борьба за власть среди Неизвестных Отцов обостряется. Странник, по приказу Папы, расстреливает одного из Неизвестных Отцов, Волдыря, во время совещания.
Гай устраивает Максима в Гвардию, где тому приходится ловить «выродков» — противников режима, которых узнают по регулярным припадкам, напоминающим эпилептические. На допросе арестованных Максим видит, что «выродки» не мутанты и не агенты зарубежных разведслужб, а обычные люди со своими идеалами. Максим не может смириться с жестокостью Гвардии, и когда ему поручают казнить арестованных, он отказывается. Тогда гвардейский ротмистр Чачу лично стреляет в Максима. Максим, благодаря удивительным физическим способностям, выживает и попадает к «выродкам», которые рассказывают ему, что Башни нужны Неизвестным Отцам для уничтожения выродков. Вместе с ними он участвует в подрыве Башни, а потом ищет убежище на квартире Рады и Гая, но попадает под арест.
Неизвестные отцы обсуждают войну с соседним государством Хонти. Странник просит у государственного прокурора по прозвищу Умник отдать ему Максима. Прокурор, заинтересовавшись способностями Максима (отсутствию реакции на излучение Башен), решает оставить его себе.
Максима отправляют на южную границу на каторжные работы по очистке опасной территории от военных механизмов. Там он опять видится с Зефом, также выродком, и другим революционером — Вепрем. Максим узнаёт главную тайну: Башни нужны не для уничтожения выродков, а для контроля над сознанием народа. «Выродки» не поддаются излучению Башен, оно вызывает у них приступы боли. Впрочем, и сами Неизвестные Отцы — «выродки». Сопротивление скрывает назначение башен, потому что надеется не уничтожить их, а использовать в своих целях.
Захватив автоматический танк, Максим сбегает из колонии. По пути он подбирает Гая, разжалованного в пограничную службу.
«Обитаемый остров. Схватка»
В начале второго фильма кратко излагается сюжет первого.
Взяв Гая с собой, Максим рассказывает ему об истинном положении вещей. Гай убеждается в правоте Максима, когда в положенное время, находясь вне зоны действия Башен, не чувствует прилива энтузиазма от излучения. Они направляются на юг, в разрушенный атомной войной город, где живут мутанты. Максим предлагает им поднять восстание против Страны Отцов, но мутанты слишком слабы физически и морально. Максим также обсуждает с Колдуном (ребёнком-мутантом, обладающим паранормальными способностями), может ли он повлиять на строй Страны Отцов, и должен ли это делать.
Максим решает заключить союз с Островной Империей — отдалённой страной, чьи белые субмарины иногда нападают на Страну Отцов. Вместе с Гаем они летят туда на бомбовозе, подаренном мутантами. В полёте бомбовоз случайно попадает под излучение башен, и Гай начинает фанатично изъясняться в преданности Максиму, мешая тому пилотировать. Бомбовоз таранит башню, а потом его сбивает оставшаяся со времён войны автоматическая система противовоздушной обороны. Сбитый бомбовоз падает в море, Максиму и Гаю удаётся добраться до берега. На берегу они находят заброшенную белую субмарину, а в ней — ужасающие материалы о массовых убийствах, отражающие идеологию Островной Империи. Героям теперь ясно, что о союзе с Империей не может быть и речи.
Тем временем Государственный Прокурор не теряет надежды заполучить Максима, чтобы использовать его способности в своих целях. Он пытается склонить к сотрудничеству Раду Гаал, однако она отказывается. Прокурор заключает её в тюрьму, но люди Странника устраивают для неё побег — Странник не меньше Прокурора заинтересован в Максиме.
Узнав по радио, что Страна Отцов начала войну с Хонти — бывшей частью единой Империи, Максим с Гаем сдаются береговому патрулю. Как и большинство заключённых, их отправляют на фронт, где они встречаются с Зефом и Вепрем. Во время боя Гай гибнет, спасая Максима от ротмистра Чачу. Максим, при упоминании Рады, соглашается с предложением Фанка работать в Институте под руководством таинственного Странника.
Война приводит к поражению Страны Отцов. Государственный прокурор, который был сторонником войны, понимает, что за это Отцы должны казнить его через несколько дней. Умник связывается с Максимом и сообщает координаты Центра, управляющего системой башен. Максим, используя нечувствительность к излучению и связи с подпольем, уничтожает Центр и спасает Раду.
Вернувшийся Странник устраивает погоню за Максимом. Во время их схватки выясняется, что Странник — на самом деле землянин Рудольф Сикорски, работник Галактической безопасности. Странник обвиняет Максима в том, что Максим своей самодеятельностью испортил тщательно подготовленный план спасения Саракша и указывает на его промахи. Для восстановления экономики и хозяйства требуется дезактивация практически всего почвенного покрова планеты; на государство надвигается голод и инфляция. Кроме того, Островная Империя подготовила крупное вторжение в Страну Отцов, остановить которое без «чёрного излучения» (излучение, вызывающее тяжёлую депрессию) представляется затруднительным.
Максим остаётся на планете. Он заявляет, что его цель — не позволить кому-либо вновь построить башни, даже из лучших побуждений.
В ролях
Василий Степанов — Максим Каммерер (озвучивает Максим Матвеев)[7]
Пётр Фёдоров — Гай Гаал
Юлия Снигирь — Рада Гаал
Алексей Серебряков — Странник
Михаил Евланов — ротмистр Чачу
Фёдор Бондарчук — Прокурор (Умник)
Игнатий Акрачков — референт прокурора
Гоша Куценко — Вепрь
Сергей Гармаш — Зеф
Анна Михалкова — Орди Тадер
Андрей Мерзликин — Фанк
Вячеслав Разбегаев — Крысолов
Димаш Ахимов — Бегемот
Сергей Барковский — Ноле Ренаду
Александр Шейн — следователь
Юрий Цурило — «Генерал»
Александр Сирин — «Доктор»
Максим Суханов — Папа
Евгений Сидихин — Тесть
Кирилл Пирогов — Свёкор
Алексей Горбунов — Шурин
Александр Феклистов — Деверь
Сергей Мазаев — Волдырь
Константин Быков — мутант
Александр Олешко — Хлебопёк
Владис Гольк — бригадир
Давид Нуриев — адъютант-протокольщик на допросе «выродков»
Съёмочная группа
Авторы сценария: Эдуард Володарский, Марина Дяченко, Сергей Дяченко
Режиссёр-постановщик: Фёдор Бондарчук
Режиссёр-постановщик второй группы: Резо Гигинеишвили
Второй режиссёр: Борис Левкович
Ассистент второго режиссёра: Артем Аксененко
Ассистент режиссёра-постановщика второй группы: Иван Шурховецкий
Оператор-постановщик: Максим Осадчий
Оператор-постановщик второй группы: Петр Братерский
Оператор: Алексей Косоротов
Главный художник: Кирилл Мурзин
Художники-постановщики: Евгений Матюненко, Владислав Никулин, Павел Новиков, Жанна Пахомова, Константин Плутенко, Виктор Шмелев
Художники по костюмам: Татьяна Мамедова, Кирилл Мурзин, Татьяна Пояркова
Художники по гриму: Дмитрий Кириллов, Светлана Рымакова
Композитор: Юрий Потеенко
Звукорежиссёр: Кирилл Василенко Ростислав Алимов
Режиссёр монтажа: Игорь Литонинский
Исполнительный продюсер: Евгений Северов
Со-продюсер: Дмитрий Рудовский
Генеральные продюсеры: Сергей Мелькумов, Александр Роднянский
Большая часть сцен снималась в восточной части Крыма - на Керченском полуострове. Именно на этой территории режиссеру удалось найти ряд пейзажей, подходивших для планеты Саракш.
Крымские киносъемки проходили на мысе Казантип, с. Героевское - близ городища Нимфей (в кадре отчетливо виден монумент непонятной формы, Мемориал "Парус" героям Эльтигена в с. Героевскоео), мысе Опук, в Инкермане (карьер по добыче инкерманского камня), на Лысом Агармыше, Лисья бухта.
Часть эпизодов снималось в Керчи на заводе им. Войкова, где по замыслу режиссера, расположен город мутантов. Мутантов играли 17 керчан — молодых инвалидов. Колоритных актеров для отдельных сцен набрали в Керченском городском обществе инвалидов. Делясь своими впечатлениями от съемок фильма, участница массовки, инвалид II группы Юлия Малинина рассказала, что сначала даже не поверила в то, что ее приглашают принять участие в «Обитаемом острове». По ее словам, сниматься в кино очень понравилось всем ее друзьям, они горды и счастливы оказанным вниманием. Отношение съемочной группы, сказала Юля, было очень корректное. Режиссер общался на равных со всеми, в том числе с их группой, вселял уверенность в том, что все получится, называл их «молодыми актерами», приглашал обедать за общий стол, а 8 марта (в этот день тоже шли съемки) отдельно поздравил всех женщин. Несмотря на холод и напряженность работы (иногда съемки продолжались до темноты), ребята не жаловались, выполняли порученные им задания необходимое количество дублей.
По сценарию, в картине появляется машина-монстр, самостоятельно определяющая, находящая и уничтожающая неугодных правительству далекой планеты людей. Чтобы создать образ киномонстра, конструкторы Харьковского КБ им. Морозова переделывают настоящий БТР. Вес машины составит 17 тонн, длинна – 8,3 м, высота примерно 3 м, а ширина 4 м. Робот сможет развивать скорость до 80 км/час. Для съемок картины пошили примерно 1700 костюмов. Только для главного героя художники создали 10 вариантов одежды. Для персонажей также изготовили примерно 400 пар обуви и 50 эксклюзивных моделей сумок. Кроме того, для героев фильма разработано несколько десятков вариантов грима и причесок с использованием уникальных технологий.
Фильм