По разным причинам два катальных сезона нами было пропущено. Жизнь проходит мимо! Надо ехать! А куда? Европа нам не светит. На Буковель не хочется. А очень хочется нам на милый сердцу седой Кавказ. Но Грузия, хоть и манит, но выходит дороговато. В Домбае у знакомого осталась огромная трехкомнатная квартира. Мы, в числе прочих, бедных и не очень, родственников, несколько сезонов получали высочайшее соизволение там пожить (разумеется, безвозмездно). Квартирка почти никогда не пустовала. Это было тогда. До того.
Когда все началось, путь на Кавказ для нас был отрезан. Но, как бы там ни было, а жизнь не закончилась. И что характерно, мы продолжаем любить то, что любили раньше. А любовь требует сатисфакции. Потихоньку народ стал опять ездить в Приэльбрусье и Домбай с Архызом, но уже по гораздо более длинному и неудобному маршруту. Вот и мы решились.
Получив добро от хозяина квартиры (дай Бог ему здоровья и всяческих благ) и, уговорив нашего друга Олега ехать на его машине, стали искать еще попутчика для удешевления поездки. И мы его легко нашли. Им оказался Миша, не такой близкий нам, как Олег, но все же, друг. Зато он был более близок к биг боссу-хозяину квартиры. И второй водитель нам не помешает. Вадик и я не в счет. Вадик - по причине плохого зрения, а я – из-за неопытности.
И начались сборы. Переговорив с недавно вернувшимися оттуда людьми, а также изучив тему в интернете, получили неутешительную информацию. Из одних источников следовало, что продукты на границе отбираются: половина с нашей стороны, а оставшаяся – с российской. Другие рассказывали, что, заплатив, соответственно, 200 грн и 500 р, провозили все. Что же делать? Покупать все в Домбае – не вариант. Курорт, однако, с курортными ценами. Всегда так было. Закупиться где-нибудь в Ростове? Это время, да и все равно деньги немалые. Откупиться на границе? Противно. В конце концов, решили рискнуть. Мы взяли с собой все – мясо, сало, колбасу, фарш, сыр, яйца, овощи, консервы, шоколад, кофе, чай, макароны, крупы, пиво и самогон. Потратили чуть больше тысячи гривен на всех. Багажник был забит под завязку. Лыжи привязали на крыше. Мне это не нравилось. Будем привлекать излишнее внимание на блок-постах. Но что делать?
Одновременно с нами, как оказалось, другие знакомые тоже собирались ехать большой компанией, но только не в Домбай, а в Архыз, что почти рядом. Олег изначально хотел ехать с ними в колонне, поскольку ребята знают дорогу. Но те друзья любят, видимо, поспать, поскольку выезжать собирались аж на рассвете. Нас это не очень устраивало. Когда Мишаня сказал, что знает дорогу, Олег решил к ним не привязываться. Кроме того, у него был список населенных пунктов, которые мы должны проехать.
Мы выехали ровно в пять утра. Чтобы не дразнить гусей, решили на блок-постах говорить, что едем в Харьков. Если говорить правду, можно нарваться на человеческий фактор. Правда, на мой взгляд, эта версия не выдерживала никакой критики. В Харькове какая-то горка, вроде бы имеется. Но, как мне кажется, она совершенно не стоит того, чтобы ехать ради нее в такую даль. На первом же блок-посту, завидев наши лыжи, нас спросили не иначе как «И куда это мы едем?» Услышав про Харьков, дополнительных вопросов, к моему удивлению, задавать не стали.
По относительно нормальной трассе доехали до Волновахи. Куда ехать дальше, Олег слабо представлял. Когда он повернул на развилке направо, Мишка ничего не сказал. Через некоторое время стало ясно, что мы едем не туда. «Миша, ты почему не сказал, что нужно повернуть налево?» На что флегматичный Миша невозмутимо ответил, что Олег так уверенно ехал, что он подумал, что дорога ему известна.
Было еще совершенно темно, но на автобусной остановке уже стояли люди, у которых мы и спросили дорогу на Великую Новоселку. Но дальше так продолжаться не могло, мы попусту теряли время. Олег достал не то телефон, не то еще какой-то гаджет фирмы Асус с треснутым стеклом. В свое время он купил его сыну. Сына его благополучно грохнул. Олег купил ему новый, а этот валялся дома. Олег попросил сынульку закачать туда карты, чтобы мы могли пользоваться им в качестве навигатора. Ваня чего-то там накачал. Протянув сие чудо техники мне, водитель сказал «Ира, разберись!» Ну да, нашли крайнюю! Уподобившись героине басни Крылова «Мартышка и очки», я повертела его в руках и отдала Вадику – «Вадик, разберись!» С горем пополам, Вадик разобрался. Дело пошло веселее. Тетка в навигаторе рассказывала нам, куда и когда поворачивать.
Пошел дождик. А за бортом – минус один. Дорога была… местами. Больше это напоминало одну сплошную яму, покрытую льдом. Мы ползли со средней скоростью чуть больше сорока. И где эти гаишники с радарами? Почему не ловят за превышение?
Рассвело. Нас обогнал микроавтобус с теми ребятами, что направлялись в Архыз. Водитель, не жалея подвески, усвистал вперед. А мы же собирались ехать за ними!
Проезжали Константиновку, Красноармейск (ныне Покровск), Артемовск (ныне Бахмут). Унылые, ничем не примечательные города. Мариуполь, по сравнению с ними, просто райские кущи. Да и дороги у нас куда лучше. По случаю то ли субботы, то ли омерзительной погоды, трасса (если это можно так назвать) была совершенно пуста. Идиотов, кроме нас, встречалось немного. В основном военные, полицейские или ОБСЕшные машины. Зато фазанов попадались целые стада! У нас их тоже прилично. Но больше двух особей одновременно мне видеть не приходилось. Здесь же на дороге они паслись целыми выводками – несколько куриц и петух. И улетать (убегать) они особо не спешили. Иной раз приходилось сигналить, чтобы не сбить. В разных странах видела предупреждающие знаки с коровами, оленями, верблюдами и даже слонами. А вот с фазанами не видела. Здесь он был бы вполне уместен.
Местами встречались сосновые леса, правда, насадные. Деревья росли строго рядами. Но все равно было красиво. Дождь прекратился. Проехали город Старобельск. В нескольких километрах за ним я увидела указатель «Чмирівка». Что то шевельнулось в памяти. «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный…» Та ладно! Неужто, то самое место? Если бы не война, никогда бы здесь и не побывала! Жаль, не было возможности осмотреть город поподробнее.
Чтобы не заскучать от нудной дороги, травили байки. Миха рассказал такую историю. По пути на Кавказ остановились они перекусить. Разложили на капоте продукты, нарезали зеленые соленые помидоры, посыпали их лучком и зеленью, полили маслом… Перекусили. Помидоры показались им какими-то странными на вкус. Позже выяснилось, что водитель перепутал бутылочки с подсолнечным маслом и тормозухой! Олег позволил себе усомниться в правдивости истории. Типа, как такое может быть? Как это можно было перепутать? На что я рассказала свою историю. Когда-то, очень давно, когда я в очередной раз влюбилась, сидела я около трюмо, вся такая зачарованная, о чем-то усиленно думая. В процессе размышлений, решила протереть лицо лосьоном. Достала бутылочку, намочила ватку и стала возюкать ею по фейсу. Некоторое время спустя из задумчивости меня вывел подозрительный запах, исходящий от ватки. Посмотрев на бутылочку, я обнаружила, что перепутала лосьон с ацетоном. Удивительно, но морда не облезла.
Медленно, но верно мы приближались к государственной границе. Версия о Харькове уже не канала. Теперь мы рассказывали, что направляемся в Грузию. Позвонили знакомые, опередившие нас, сказав, что в двадцати километрах от границы валит снег. Но когда мы подъехали, никакого снега уже и не было. Расстояние в 500 км мы преодолели, таким образом, аж за 12 часов! Пропускной пункт был каким-то невнятным. Мы даже сначала проехали мимо. Пришлось вернуться. Впереди нас была только одна машина. Таможенник попросил открыть багажник. Олег открыл. Увидев огромный Вадькин лыжный ботинок, возлежащий сверху, он велел закрыть багажник.
На российской стороне также ограничились поверхностным взглядом на содержимое багажника. Долгое время заняло заполнение декларации на ввоз транспортного средства. Как бы там ни было, но вся процедура прохождения обеих таможен заняла у нас не более часа. Очень приятненько! Никаких шмонов, никаких вопросов по поводу количества ввозимых и вывозимых рублей со стороны украинских таможенников, никаких пристальных разглядываний морды лица с тщательным рассматриванием на свет страниц паспорта российскими пограничниками и других зверств, присущих крымской таможне. То ли человеческий фактор нам попался нормальный. То ли просто повезло. Какая мне разница? Мы проскочили со всеми нашими запретными харчами.
За границей дела пошли повеселее. Там дорога есть. Чистая, освещенная, с указателями. Заграничных карт Ванька накачать не удосужился. Да они, в принципе, и не нужны были. Выехав на трассу М-4, погнали с бешеной скоростью 90 км/ч. Опять шел дождь. Трасса, несмотря на поздний час, была весьма оживленной. Я дико боялась, вскрикивая каждый раз при попытке водителя объехать не так уж и редко попадающиеся ямки, и сидела, вцепившись мертвой хваткой в ручку двери, когда Олег обгонял очередной длинномер. Я жуткая трусиха, когда не за рулем. Когда вожу я, боятся все остальные. Пассажиры молятся, пешеходы крестятся. А сейчас молилась я. Чистилок-посыпалок было много. Но лед все равно, местами, присутствовал. Да еще этот дождь! Вадик мирно спал, Олег с Мишкой вели машину попеременно, засыпая по очереди. Я же не могла сомкнуть глаз. Мне казалось, что как только я засну, заснет и водитель.
На одной из технических остановок на заправке, я решила посетить местный уличный сортир. За мной увязалась здоровенная собака. Причем шла она, тесно прижавшись к моей ноге и как бы вынуждая меня сменить траекторию. С трудом от нее отделавшись, я проникла в заветный домик. Собака ждала меня снаружи. При моем выходе, история повторилась. Когда мы подошли к машине, собака попыталась подать мне лапу. На улице была грязь, и мне ее идея не понравилась. Хорошая собака, но всю дорожную еду мы подъели. Оставался только хлеб. По опыту зная, что подобные собаки хлеб не едят, я даже и не стала его искать. Собака, не сильно расстроившись, побежала восвояси. Я налила себе кофе из мишкиного термоса. Вкус мне показался каким-то странным. Я подколола хозяина емкости, а не подмешала ли ему супруга чего-либо в него? Брому, например? Он меня заверил, что готовил сам, просто до того заваривал в нем какой-то травяной чаек.
Пару раз нас останавливали гаишники. В былые времена о жадности ростовских гайцов ходили легенды. Штрафовали безбожно, вне зависимости, нарушил ты или нет. «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать!» - таким был их девиз. В последнее наше автопутешествие на Кавказ в 2010, Олегу пришлось дважды позолотить ручку. Знакомые ехали с круиз-контролем, и все равно им не удалось избежать штрафа за превышение. В противном случае им грозило долгое разбирательство. А кому это надо, если едешь на отдых?
Сейчас же, у нас только вежливо попросили в первом случае документы, а во втором – страховку. Еще поинтересовались, а есть ли снег там, куда мы едем? Температура здесь достигала уже пяти градусов выше нуля.
За Ростовом, наконец-то, трасса заметно опустела. Но ремонтируемых участков было довольно много. Зато сделали новую отличную дорогу на Черкесск-Карачаевск-Теберду-Домбай. Раньше она оставляла желать лучшего. Да еще и дождя здесь не было, и трасса была абсолютно сухая. Ровно в шесть утра по украинскому времени мы прибыли на место. Таким образом, расстояние в 850 км мы преодолели за все те же волшебных 12 часов. А в общей сложности путешествие заняло у нас 25 часов.
Двор был весь во льду и припаркованных машинах.
Под нашими окнами был огромный сугроб с приткнувшимся чьим-то джипом. С трудом найдя место для парковки, стали разгружаться. Я просто валилась с ног. Постелив постель, забралась под одеяло. Но, пролежав минут с десять, поняла, что не усну. Вышла на кухню, где пацаны сооружали завтрак. Было достаточно солнечно, и Олег рвался на склон. Но мы его отговорили – акклиматизация, то-сё...
Лучше б мы пошли кататься…
Гадский Мишка, большой любитель этого дела, умудрился за завтраком вылакать с остальными двумями красавцами почти полтора литра самогона, уничтожив, таким образом, треть стратегического запаса. А я, а я…. А мне перед поездкой в голову пришла очередная блажь. Не буду пить! Кто-то должен быть в доме трезвым! Пивное воздержание у меня еще не закончилось, а вино я покупать с собой не стала. Если бы его отобрали на границе, я бы этого не пережила!
В общем, я была трезвая и злая, никак не попадающая на их волну. С большим трудом мне удалось вытащить их из-за стола, чтобы пойти гулять.
Выйдя на крылечко, я увидела, что на капоте нашей машины примостил задницу какой-то парниша местной национальности. Рядом околачивались еще двое. Я кликнула Олега, чтобы разобрался, по какому праву они обижают его машинку. Подойдя, Олег поблагодарил парня, что протер штанами грязный капот. Однако же он (парень) мог его (капот) поцарапать. Дальше я не слышала, но по усиленной жестикуляции поняла, что дискуссия затягивается и приобретает нежелательный оборот. Тогда я пустила в ход тяжелую артиллерию – Мишаню. Вадик для этих целей абсолютно непригоден – интиллигентное мамочкино воспитание и ранимая душа его, никоим образом не могли противостоять хамству. В нашей паре разруливать конфликтные ситуации, зачастую, приходилось мне, выросшей в куда более агрессивной среде.
Миша бывал в Домбае много лет, иногда и по два раза. Как близкий друг хозяина квартиры, он знал людей, продавших ее. Как вы понимаете, совсем не простых людей. Он на пальцах объяснил ребятам ху из кто, в классическом стиле «А ты Эдика Хачатурова знаешь?». И смех, и грех, детский сад! Однако же, сработало! Ребята были молодые, не старше тридцатки, но поднапрягшись, припомнили, о ком речь. После этого, разговор потек уже в дружеском русле со взаимным похлопыванием по плечам и другим частям тела. Нам милостиво позволили оставить машину там, где мы ее поставили, хотя это было чье-то паркоместо.
Однако же, не вполне трезвый базар затягивался. Мне это надоело, и я стала корчить пацанам страшные рожи, показывая, что не пора ли нам пора? С трудом оторвав Мишу от увлекательной беседы, мы направились по тропинке вдоль речушки, намереваясь попасть в ущелье, запомнившееся нам под названием «Чертова мельница». Однако же, на входе нас ждал сюрпрайс – за вход нужно было платить по 100 р. Еще чего! С одной стороны 100 р - вроде бы и немного, а с другой стороны, 50 грн. – это большие деньги. Раньше не платили и сейчас не будем! Попытались обойти кордон по лесу. Дулички-пердулички! Снега по самые уши!
Тогда мы решили пройтись на ледник Алибек. Там - та же песня! Вадик умудрился несколько раз грохнуться, поскользнувшись на обледенелых дорожках. Я стала на него верещать, обзывая алкашнёй. Но он заверил меня, что абсолютно трезв, просто у него скользкие ботинки. Угу! Ботинки!
У нас остался последний шанс куда-либо прогуляться – Русская поляна. Я там никогда не была, но говорят, что там красиво. Пройдя мимо лягушатника, пошли по лесной лыжной трассе.
Возле второй очереди подъемника уперлись в очередной кордон, взимавший денюшку. Вот же ж блин! Но, в принципе, мы уже и так нагулялись. Нам сегодня удалось не посетить целых три места. Акклиматизация и бессонная ночь давали себя знать.
Дома, найдя ведерную кастрюлю, я быстренько организовала приготовление борща и попутно винегрета. Кстати, когда только организовывалась поездка, я немного переживала, как же мне прокормить всю эту ораву? Но по факту оказалось, что с тремя мужиками гораздо легче, чем с одним. Я получила не одного помощника, а целых трех. Так что, я только осуществляла общее руководство и координацию. И никто не критиковал мои кулинарные способности, точнее их полное отсутствие. Лопали, как миленькие. Правда, Олег сетовал, что надеялся похудеть. Но мне худеть было ни к чему – я в норме. Мытье посуды, разумеется, тоже было по их части, как и приготовление перекуса на склон. А еще мне представилась уникальная возможность целую неделю трындеть сразу на троих, вместо одного! Эх, есть, где разгуляться!
"Так чтo же, выхoдит, у Вас два мужа?" "Выхoдит, два!"
В моем случае, целых три!
Следующее утро выдалось хмурым. Шел снежок. Но надо же идти кататься! Чего мы сюда приехали? Побухать? Мишка снова нарушал беспорядки и, подавая нежелательный пример, пропустил за завтраком рюмашку, точнее три. Слабый Олег поддался влиянию неформального лидера. А Вадька, в одно из вчерашних падений, нехило треснулся крестцом, и осознал, наконец, всю глубину своего падения. Под моим строгим взглядом, с кислой миной, отказался.
Перед поездкой нам по наследству от недавно вернувшихся достался волшебный телефончик человека, у которого можно было купить по дешевке ски-пассы. Привычка платить мимо кассы в нас неистребима. Что мы, дураки, что ли, платить полную стоимость? Тем более, что сейчас она составляла аж 1700 р в день! Страшно подумать, сколько можно купить на эти деньги, например, пива! У теневого дилера ски-пасс на день стоил 1300. Столько же он стоил в кассе, но только на полдня. Можно еще было купить единый сразу на несколько дней. Существует гибкая система скидок. Если, например, брать на пять дней, то выйдут все те же волшебные 1300. Олег и хотел купить именно так, но мы воспротивились, по опыту зная, что можно и пролететь. Мало ли какая погода будет? А вдруг снег весь растает? Или, наоборот, будет валить так, что выключат канатки. Бывало всяко. А вдруг, не дай бог, заболеешь? Ну, или просто устанешь? А еще бывает ну ОЧЕНЬ сильный ветер. Слишком много «а вдруг», а кататься нужно пять дней подряд. Форс-мажоры администрацию не волнуют. Никто деньги не вернет. Так что будем покупать каждый день, исходя из погодных условий и прочих других обстоятельств.
Для связи с нужным челом мы привезли с собой российскую симку, взятую у еще одного знакомого, обязуясь компенсировать ему стоимость выболтанного времени.
Напялив ботинки и взгромоздив на горб лыжи, мы погребли к подъемнику. Пройти нам предстояло довольно много. По времени – минут десять. С учетом того, что каждый ботинок весил килограмма два, неплохая зарядочка! Но часть пути от нашей двери лежала под уклон через мостик. Мы с Мишкой его преодолели на лыжах. Остальные двое шли пешком. Добравшись до станции канатки, мы созвонились со скипассочником. Процесс покупки был весьма хитрым, сопровождаемым всякими шпионскими штучками. Это заняло с полчаса. В результате, мы получили, наконец-то, четыре скипасса. У нас троих были бесконтактные, а Михе не повезло – ему приходилось вставлять каждый раз в щель турникета.
Стали подниматься. Снег валит.
Выйдя из вагона, пересели на шестикреселку. Поднявшись еще на семьсот метров, оказались на высоте около 3000 м. Дальше есть еще четырехкреселка, подымающая на самый верх, на 3200, но мы туда уже не пошли. В такую погоду там делать нечего.
За два года мои ноги не все забыли. А те трое – бывшие лыжные инструктора. Олег, просто лыжный фанатик, бог на склоне, не пропустил, в отличие от нас, ни одного сезона. Даже по два раза у него получалось выезжать. Мишаня – тоже не пропускал, но к катанию относится без фанатизма, поэтому техника у него - так себе. А Вадику пришлось кататься, практически вслепую, – видимость была отвратительная. Поэтому он добавил ко вчерашней заднице еще и колено, упав несколько раз. Сделав два спуска, он заявил, что уезжает домой. Ну вот тебе! Осталось у меня всего два мужика!
Снег усилился. Наверху мело так, что непонятно было, куда ехать. Пространство сузилось до полуметра в радиусе. Как будто в коконе каком-то. Казалось, что ты стоишь на месте, хотя потом обнаруживалось, что, все же, катишься. Поехав за Сусаниным-Мишкой, я забралась куда-то не туда. Трасса оказалась где-то внизу. Пришлось разуваться и сошкребаться по камням. Спустившись к станции шестикреселки, Мишка предложил кататься ниже, в лесу. Ну, мы и поехали. Вначале все было отлично. Здесь ветра не было. Снежок тихо сыпал с неба. Трасса была широкая и безлюдная. Но на очередном сбросе я вылетела на гравий, лишь слегка припорошенный снегом. Я вспомнила все маты, которые знала, и даже придумала новые. Лыжики, хоть и старенькие, но свои же! Жалко! Ехавший следом Олег, был в неменьшем восторге. У него лыжи вообще видели всего пару сезонов. Зато невозмутимый Мишаня спокойно проскочил по краешку, сказав, что камушков совсем чуть-чуть! Спустившись донизу, вылетели на лягушатник, эффектно промчавшись под завистливыми взглядами чайников. Только вот до станции нужно было идти пешком. Недалеко, но все же. Поднялись снова к шестикреселке. Олег сказал, что поедет наверх. Шкарябать лыжи он больше не желает. Ну а мы с Михой опять поехали по лесу. Снег-то продолжает сыпать, может, уже и камушки ушли. И остался у меня последний мужик. Камушки никуда не делись. Бедные мои лыжи! Решив, что на первый раз вполне достаточно, мы пошли домой. Как ни странно, но Олег был уже там. Наверху погода не улучшилась и он замерз.
Следующий день, несмотря на мрачные прогнозы синоптиков (как они мне дороги!), выдался солнечным. Канатка начинала работать с 9, но скипассер велел подходить не раньше полдесятого. Вадик, намазав индийской мазью для суставов свои больные места, решил сегодня отлежаться. Но провожать нас пошел.
Облачившись в свою амуницию, мы добрались до канатки. Позвонили дилеру. Он сказал, что перезвонит. Ждать пришлось довольно долго, и когда, наконец-то, он отзвонился, то огорчил нас, сказав, что абоников на сегодня у него нету! Олег матерился, что послушал нас и не купил единый на пять дней. Но делать нечего. Брать скипасс в кассе на целый день – жаба давит. На первых полдня - уже поздновато. Давайте пойдем кататься с часу. Ну давайте! В кассе сказали, что с часу будут продавать с часу.
Громыхая ботинками, пошли домой переобуваться, чтобы погулять пока. Поскольку бесплатно гулять особо негде, бродили по рыночку. Когда-то мы покупали здесь свитера и шали ручной вязки по абсолютно смешным ценам, гривен по 30-40 на наши деньги. Теперь цены удручали. И ассортимент изменился. Шалей почти не было – видимо, вышли из моды. Толстых свитеров было мало, стоили дорого, и вид имели какой-то отстойный. Но шкуры!
Пройти мимо абсолютно невозможно! Нам, вроде бы уже и не надо – на даче целых четыре штуки. Я сказала Вадику, что никаких больше шкур!