К пещерному городу Эски-Кермен добирались по практически убитой "бетонке", а в конце чуть вообще не застряли в скользкой жиже. Экскурсия по пещерному городу заняла 2,5 часа. Удивительно, как люди смогли возвести свой "город" на неприступной скале. Видно, что вначале были использованы естественные пещеры и гроты, которые потом расширили, превратив их в комнаты, дома. Напоследок хотели отведать "знаменитого" борща в местном кафе "у Марии Васильевны". Но... борща нам не хватило - съели другие туристы. Обидно.
Карта Бельбек - Эски-Кермен
Кто впервые видит Эски-Кермен (Старая крепость), даже если перед этим хорошо изучил пещерные города Мангуп и Чуфут-Кале, - тот долго не может унять восторг, так много здесь пещер и хорошо сохранившихся оборонительных площадок, амбразур, храмов...
Главные ворота располагались на юге плато, в самом начале скальной вырубки, похожей на коридор. Сегодня от двустворчатой конструкции, открывавшейся внутрь, остались только следы. Примечательно, что запирались они изнутри при помощи деревянных брусьев. Защитники города заводили их в известняковые стены только в момент осады. При этом верхний брус входил в стену с западной стороны, а нижний – с восточной, в специальное вырубленное с камне квадратное гнездо.
Проход к главным воротам в город прорублен в толще известняка. Он обозначал начало центральной улицы. В его западной части можно увидеть дополнительные пещеры. Из одной из них можно было подняться в надвратную башню, где находилась комната привратника. О том, имелись ли рядом какие-либо надвратные постройки, археологам судить трудно, поскольку от них сохранились только вырубки в известняке и осколки камней.
Несмотря на солидный возраст и немаленькие размеры, пещерный город Эски-Кермен до сих пор остается одним из наименее исследованных археологических памятников Крыма. Как свидетельствуют исторические летописи, начало строительства городища приходится на конец VI столетия. Примерно в 80-х годах VIII века поселением овладевают хазары. Однако о том, что происходило на этих землях на протяжении последующих двух столетий, историкам известно мало. В IX и X веках Эски-Кермен был малозаселенным городком, однако со второй половины X века его начали активно застраивать.
После нападения на полуостров золотоордынца Ногая (1299 год) поселение пришло в упадок, а во время набега Эдигея оно было полностью разрушено. В 1578 году дипломат и писатель Мартин Броневский прибыл из Польши на Эски-Керменское плато с целью его осмотра, но нашел здесь только руины. По его словам, они были настолько древними, что уже ни греки, ни татары, ни турки не помнили названий храмов и зданий, которые стояли тут ранее. Броневский отметил, что название города Эски-Кермен действительно ему подходит, так как он выглядит, как очень старая крепость.
В XVIII веке местное население полуострова уже не помнило о существовании мертвого города, который когда-то был оживленным и процветающим. Однако, у современных исследователей пещерные города вызывают немалый научный интерес. Таинственный город на горном плато привлекателен и для туристов.
В городище Эски-Кермен и на прилегающей к нему территории находятся более 400 древних пещерных сооружений. На самом плато насчитывается свыше 350 пещер. Вот почему Эски-Кермен признан «самым пещерным» из всех крымских пещерных городищ. При этом большая часть пещер расположена на краях обрывов в южной части города-крепости. По подсчетам археологов, доля хозяйственных пещер составляет 85% от их общего числа. Все остальные сооружения были либо оборонительными, либо культовыми. То есть пещеры использовались, в основном, не для жилья, а для удовлетворения хозяйственных нужд.
Население города занималось сельским хозяйством. На плодородных долинах местные жители разбивали сады, виноградники и возделывали огороды. Подтверждением этому служат найденные археологами давильни для ягод и одичавшие кусты винограда.
Все пещерные сооружения различны по своей форме и размерам. Самые маленькие из них занимают 6 кв. м, а площадь самых больших достигает 100 кв. м. Что касается форм пещер, то в Эски-Кермен они и овальные, и прямоугольные, но со скругленными углами, и даже неправильной формы. Внутри хозяйственных пещер были найдены каменные кольца и яслями, и это говорит о том, что здесь держали домашний скот. Ученые заметили, что некоторые помещения для животных вырубали в скалах рядом с зерновыми ямами – хранилищами времен раннего Средневековья.
Поскольку древний город возводился как крепость, на случай его длительной осады неприятелем предусматривался осадный колодец. Найти его можно, пройдя по тропе, проложенной вдоль обрыва к восточной части плато. Здесь, над отвесными скалами можно заметить отверстие четырехугольной формы, которое и служит входом в колодец. Для спуска вниз здесь существует высеченная в скале крутая лестница, которая упирается в 10-метровую галерею. С ее потолка в «сердце» колодца и просачивалась вода. Археологи подозревают, что в этом месте через горную породу пробивался источник, воду из которого древним строителям удалось перехватить прямо в толще известняка. По примерным подсчетам ученых, осадный колодец вмещал в себя до 75 кубометров воды. Такого объема жидкости вполне хватало для обеспечения всех потребностей переживающего осаду городища.
Храм Трёх всадников расположен в большом обломке скалы и оборудован двумя проходами. Вдоль стен между ними стоят высокие скамьи. Солнечный свет проникает в помещение через два маленьких окошка. С правой стороны от юго-восточного входа располагается придел с нишей, которые обустроены над небольшой могилой. У северной стены находится еще одно захоронение. Скорее всего лежащие в обеих могилах усопшие почитались местными жителями. Здесь, например, существует ниша с крестом и углубления, вырезанные в камне для установки подсвечников.
Северная стена святыни, соседствующая с большей по размеру могилой, декорирована фреской, на которой изображены три воина на лошадях. Их плащи развеваются по ветру, а в руках всадники держат остроконечные копья. Хотя здесь нет подписей, среднего всадника можно узнать сразу – это святой Георгий Победоносец, поразивший копьем извивающегося на земле змея. Другие всадники держат свои копья остриями наверх. Рядом с правым наездником на лошади виден мальчик, который придерживается за луку седла.
Внизу необычной фрески написано греческое изречение, гласящее о том, что святые мученики находятся здесь для спасения человеческих душ и отпущения грехов. Фигуры наездников окружает приглушенно-синий фон, но их нимбы нарисованы броской золотистой краской. Бросается в глаза и зеленое поле, по которому идут кони. Нанесение этой памятной росписи историки относят к XII – началу XIII столетий. Храм строился в этот же период, то есть накануне нашествия татарских войск на полуостров Крым.
Внутри скалы, рядом с главными воротами стоит храм с местом для крещения. Работы по его возведению датируются VI – VII веками. На этот же период времени приходится и строительство разнообразных оборонительных конструкций. Пещерный храм был большой по размерам и принимал прихожан через два входа, разделенных окном. Подходить к ним следовало со стороны коридора, ведущего к главным воротам.
Как и полагается, напротив входа в помещение храма установлен алтарь, и по полукружию его ниши проходит скамья. Это синтрон, оборудованный креслом для епископа. Алтарная часть сделана, как обособленный участок храма. Она отделялась преградой от «царских врат» и была декорирована фресками. В центре, на потолке имелось кольцо для размещения светильника. Нишу, вырубленную рядом с алтарем, предположительно, использовали для молитвенников. А слева от алтарной части стояла и сама купель для крещения.
Отличительной чертой крупных «пещерных город» является их относительно большая площадь (10–15 га) и характерная планировка: городским кварталам отводилась только часть территории, приблизительно ⅔, около главных ворот города. Вторая часть была лишена построек и отделялась от первой стеной необоронительного характера. В период нашествия кочевых племен в таких городах находило убежище не только население города, но и жители прилегающих селений. В мирное время это внутреннее пространство могло служить рыночной площадью, пастбищем и местом стоянок торговых караванов.
Эски-Кермен представлял собой первоклассную крепость своего времени. Она полностью отвечала тем требованиям, которые предъявлялись к военным сооружениям подобного типа. В Эски-Кермене сочетаются исключительный рельеф местности с укреплениями, созданными руками человека. Вертикальные обрывы скал исключали возможность применения нападающими стенобитных орудий. Крутые скалы гор делали невозможным нападение при помощи передвижных башен. Господствующая высота, на которой находилась крепость, позволяла даже из обычного лука простреливать все подступы к ней. Кроме того, защитники имели в своем распоряжении более мощное вооружение того времени, например камнеметы, которые устанавливались на площадках выступов скал. Снаряды для них в виде круглых ядер найдены при археологических раскопках.
И все же основным оружием у защитников крепости были лук, стрелы, праща и крупные округлые камни. Основой обороны крепости были ее боевые стены, наземные башни и характерные только для Эски-Кермена «пещерные казематы». Крепость могла выдержать длительную оборону, так как на ее территории была решена очень важная проблема водоснабжения, благодаря сооружению осадного колодца и цистерн для сбора воды. Кроме того, обитатели Эски-Кермена на случай длительной осады могли заготовить тысячи центнеров зерна. Для его хранения на многих участках обороны были выдолблены в скалах зерновые ямы, сохранившиеся до наших дней.
В Эски-Кермене. Фото Мудрова Павла
Все это вместе взятое позволяет говорить об Эски-Кермене как о мощной оборонительной крепости VI–VII вв., которая была способна противостоять даже сильному противнику, располагавшему всей мощью военной техники того времени.
Но Эски-Кермен был не только военной крепостью. Одновременно он был крупным центром ремесла и торговли. Основу же экономики города составляло сельское хозяйство. В плодородных долинах занимались виноградарством, огородничеством, садоводством. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами давильни для винограда, а также следы террасировки участков под виноградники и одичавшие кусты винограда в окрестностях Эски-Кермена.
Мощная оборонительная система, развита по тому времени экономика, выгодное местоположение — все это сделало Эски-Кермен важным политическим и административным центром юго-западного Крыма. И эта роль его сохранялась до конца VIII в., когда произошло событие, резко изменившее судьбу города.
Таким событием было восстание местного населения в горном Крыму против господства хазар. Восстание произошло в 787 г. на большой территории. Возглавил его епископ Иоанн Готский. Хазары подавили восстание и подчинили себе весь юго-западный Крым. Не нуждаясь в крепостях, они разрушили оборонительные сооружения Эски-Кермена. Но жизнь в Эски-Кермене не прекратилась. Город продолжал существовать еще на протяжении 500 лет уже как открытый населенный пункт. Оборонительные пещеры были приспособлены для хозяйственных нужд: как кладовые, стойла для скота, а также под церкви, часовни, усыпальницы.
В Эски-Кермене. Фото Мудрова Павла
Окончательно Эски-Кермен был разрушен в 1288 г. ордами эмира Ногая. Было уничтожено почти все его население. После этого город уже не возродился. Время превратило его в груды камней, покрытые землей, заросшие травой и кустарником. Имя города было забыто. Когда здесь побывал Мартин Броневский, он нашел уже одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен, что в переводе с тюркского означает «Старая Крепость».
О былом величии города напоминают руины базилики, осадный колодец, остатки жилых кварталов, многочисленные пещерные сооружения, их в Эски-Кермене сохранилось около 400.
Многого из былых архитектурных украшений Эски-Кермена мы уже никогда не сможем увидеть. До основания разрушены двухэтажные здания жилых кварталов, перекрытие крепостных ворот, исчезли «мраморные и серпентинные колонны», некогда украшавшие церковь в «той скалистой горе». От когда-то цветущего города остались только пещеры, пещеры, пещеры… Их много и они разные: пещеры-храмы, боевые пещеры, хозяйственные, пещеры с лестницами, пещеры с колоннами. Некоторые из них просто недоступны без веревки и навыков скалолазания.
В гротах сложились особые экологические условия: там света мало, зато всегда сыро. Оттого набор растений, которым подходит подобный режим, скудный. Чаще всего на донышке каверны бывают заросли тёмно-зелёной постенницы. Папоротники, свисающие из щелей по закоулкам, оказываются, чаще всего, костенцом постенным. В одном из гротов на вершине городища можно обнаружить семейку редчайшего листовика сколопендрового. В отличие от многих других папоротников его полуметровые листья не перистые, а цельные, что дало ему название «турий язык». Параллельные полоски спорангиев, косо расчерченные на нижней стороне листовой пластинки, несколько напоминают многоножкины лапки.
Практически все известные сегодня достопримечательности древнего города размещаются по периферии плато горы-останца, вблизи головокружительных отвесных обрывов. Кроме пещер разного назначения это, прежде всего, остатки мощных оборонительных стен, преграждавших противнику путь, вырубленные в скалах лестницы, виноградные давильни-тарапаны. Производит впечатление ямное зернохранилище Эски-Кермена. В отличие от подобных сооружений в других «пещерных» городах, в частности, на Бакле, многочисленные круглые горловины, напоминающие кратеры на поверхности какой-то загадочной планеты, часто ведут, на самом деле, в одно огромное подземное сооружение. Неудивительно, что именно этот необычный ландшафт, похожий на знаменитые системы колодцев в горах Афганистана, удачно использовал при съёмках «9-й роты» российский кинорежиссер Федор Бондарчук.
Эко-усадьба "Эски-Кермен" — уникальный комплекс для семейного и молодёжного отдыха, предлагающий помимо стандартного размещения в номерах и в палатках массу вариантов активностей на природе: экскурсии по пещерным городам, конные прогулки по горному Крыму, рыбалка на собственном пруду, зооуголок, баня на дровах, возможна организация корпоративного отдыха и специализированных массовых мероприятий самого разного профиля. Таким образом, турбаза "Эски-Кермен" — прекрасная альтернатива отелям на побережье, здесь можно отдохнуть среди естественных природных ландшафтов с первозданной экологией.
На территории базы работает кафе "Корчма", где для Вас приготовят блюда украинской и крымскотатарской кухонь по традиционным рецептам. Также Вы сможете самостоятельно приготовить блюда на мангале: предоставляются оборудованные беседки, мангалы, дрова.
Следующий переезд был в Севастополь. И снова посещение крупного города в Крыму у нас получилось вечерним. Погуляли в районе площади Нахимова, посетили памятник Затонувшим кораблям. Отметили для себя, что Краснодарские новогодние елки выглядят намного эффектней Крымских, в т.ч. Севастопольских.
Очень интересным и познавательным пунктом посещения был местный супермаркет "Сiльпо". Было просто интересно сравнить крымские цены и ассортимент с краснодарскими. В Сiльпо ассортимент товаров намного беднее наших супермаркетов, таких как Ашан, Табрис, Окей. Но с Магнитами можно сравнить. Хотя все примерно одно и тоже: что-то дешевле, что-то дороже.
В Балаклаву приехали поздно вечером. Мы заранее по телефону "забронировали" два номера в мотеле "Листригон". Поэтому нас уже ждали, комнаты нагрели обогревателями. На ночь, глядя мы, немного посидели за рюмкой крымского вина. В этот раз "из подвалов" Инкермана. Но дешевое инкерманское вино если честно, не очень понравилось.