Пообедав в дешевой рабочей столовой (привет из советских времен) поехали в сторону знаменитого, "гламурного" Южного берега Крыма (ЮБК). Настроение было приподнятое, в Балаклаве светило солнце, мы побывали в центре вселенной...
Но с панорамы на перевале Ласпи замечаем, что вершины гор ЮБК затянуты облаками и погода там мягко говоря "не очень".
И действительно, следующие объекты: Форосскую церковь под Байдарским перевалом, Воронцовский дворец и парк в Алупке, набережную Ялты - посещали под мелким противным дождем. Было заметно, что высокие горы (а на ЮБК их отметки превышают 1000 м.) больше притягивают влагу (облака), в отличие от более низких прибрежных мест, таких как Новый Свет и Балаклава. Мы пришли в выводу, что ходить на высокие горы (выше 1000м.) зимой в Крыму, по меньшей мере неразумно. Сыро, холодно, неуютно.
Карта Южного Берега Крыма от Ласпи до Ялты.
Ла́спинский перева́л (укр. Ласпінський перевал, крымско-тат. Laspi boğazı, Ласпи богъазы) — перевал в Крымских горах, самая высокая точка шоссе Р-19 Севастополь — Ялта, находится в 700 метрах севернее Ласпинской бухты.
На перевале находится мощная скала, которая носит имя известного писателя и талантливого инженера-путейца Николая Гарина-Михайловского, чьи изыскания и расчёты использовались при строительстве дороги через перевал. На скале Гарина-Михайловского устроена смотровая площадка, с которой открывается замечательный вид на бухты Батилиман и Ласпи, на мыс Айя.
Скалистый мыс Айя ограничивает с запада Южный берег Крыма, с его особыми, близкими Средиземноморью, чертами природы. Урочища Батилиман и Ласпи с одноимёнными сёлами в административном отношении подчинены Севастопольскому горсовету, но климатически эти места — уже полноценное Южнобережье. За сухость климата и защищённость от ветров Ласпи и Батилиман называют крымской Африкой.
Ласпинский перевал приобрёл важное транспортное значение после постройки нового шоссе Севастополь — Ялта в 1960-е годы. Старая, построенная ещё в XIX веке, дорога из Севастополя на Южный берег (мало используемая в наши дни) проходит через перевал Байдарские Ворота.
В честь 2000-летия Рождества Христова на Ласпинском перевале в 2003 сооружена часовня УПЦ (МП), главным архитектором которой являлся Г. С. Григорьянц.
Перевал Ласпи
На перевале Ласпи
Орлиный взгляд
Перевал Ласпи
Церковь Воскресения Христова (Форосскую церковь) возвели на Красной скале (412 метров над уровнем моря) на деньги купца Александра Кузнецова в конце XIX века, в память о спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда. Церковь в византийиском стиле имеет 9 куполов разной величины, ее стены покрыты белым инкерманским камнем. Кузнецов не жалел денег на храм: его украшали мраморные панели и подоконники, цветные витражи, фрески, для пола заказали итальянскую мозаику.
После революции церковь закрыли и разграбили, а через время открыли в ней ресторан для партийной элиты, устроив на месте алтаря буфет. Во время войны здание сильно пострадало при боях за Байдарский перевал. Только в 1980 году церковь признали памятником архитектуры и начали реставрировать.
Форосская церковь
Форосская церковь
Воронцовский дворец построен в 1848 году как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова. Построен из диабаза, который добывался неподалеку. В настоящее время во дворце находится музей. При Воронцовском дворце находится парк — памятник садово-паркового искусства. С декабря 1824 года по апрель 1851-го Воронцовский парк в Алупке создавал талантливый немецкий садовод-ботаник, главный садовник Южного берега Крыма — Карл Антонович Кебах.
Воронцовский дворец. Вход.
Воронцовский дворец. Шуваловский проезд.
Воронцовский дворец
Воронцовский дворец
Пруд в Воронцовском парке
Воронцовский дворец
Ялта. На́бережная и́мени Ле́нина — центральная прогулочная улица Ялты, одна из старейших улиц города. Набережная обрамлена пальмами и заполнена непрерывной чередой аттракционов, баров, кафе и ресторанов. В архитектуре сплетены разнообразные стили, она облицована полихромным красным гранитом и светло-серым порфиритом.
В 1837 году поэт В. А. Жуковский застал там единственное сооружение — таможню. До 1886 года набережная была обычной береговой полосой. Затем по проекту А. Л. Бертье-Делагарда и Н. М. Шевцова она была приподнята, укреплена каменными блоками и обнесена металлическими перилами, создававшими иллюзию борта корабля. Чтобы защитить основание набережной от штормов в 1961 году она была сделана двухступенчатой.
На Набережной находятся здания Главного почтамта, Международного морского клуба и сооружения аттракционов. Здесь же находится излюбленное место встречи молодёжи и неформалов — укрытый пальмами памятник В. И. Ленину. От середины Набережной, возле причалов для теплоходов местных линий и прогулочных катеров, начинается канатная дорога, которая ведет на холм Дарсан.
Возле нижней станции канатной дороги расположено здание гостиницы «Таврида» (бывшая «Россия», Набережная, 13). Она была построена в 1875 году и долгое время была самой большой и комфортабельной в Ялте. В 1876 году в гостинице около двух месяцев прожил тяжело больной Н. А. Некрасов. Здесь он не только лечился, но и работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Значительное количество известных имён упоминается на мемориальной доске гостиницы. Здание интересно также своей архитектурой и инженерными решениями (реконструировано в начале XXI века).
В западной части набережной возвышается сооружение в виде древнегреческого корабля — ресторан «apelsin». Напротив него огромной шаровидной кроной выделяется платан Айседоры Дункан, которому по легенде не меньше 500 лет.
В самой западной своей части набережная пересекает реку Учан-Су, на которой построен выставочный зал Союза художников.
29 сентября 2009 года состоялось освящение часовни в честь Собора Новомученников и исповедников Российских, строительство которой началось на Набережной Ялты еще в 2007 году.
Ялтинская набережная — место действия многих произведений искусства и массовой культуры. Среди этих произведений самые известные — это знаменитый рассказ А. П. Чехова «Дама с собачкой» и фильм С. А. Соловьёва «Асса».
Штормящая Ялта
Штормящая Ялта
Штормящая Ялта
"Традиционно" для больших городов Крыма в этой поездке гуляли по Ялте практически в темноте. Решили, что неуютный, мокрый Южный берег Крыма для очередной ночевки не подходит, поэтому переехали в Симферополь. А здесь, кстати, никакого дождя и не было. Остановились на ночь в "шикарной" ночлежке при Симферопольском автовокзале по 50 грн. с носа. Но мы не гордые, да и финансы наши уже "стали петь романсы" - будем экономить.