7 октября. Куш-Кая и бухта ЛаспиЗдесь я хотела побывать давно, с 2014 года, даже описание маршрута с собой в отпуск брала, но мы с дочкой тогда сюда не добрались. И позже, уже во время поездок с подругами, тоже не добрались. Я только смотрела на эту гору с противоположного края бухты Ласпи и надеялась, что когда-нибудь это свершится. Надо же, трижды была на Ильяс-Кая, а на Куш-Кая ни разу
. И в бухте Ласпи не была… непорядок, надо исправлять. А вот Таня уже имела счастье погулять здесь, поэтому она будет нашим проводником, а навигаторы её помощниками.
Мы планируем подняться на гору Куш-Кая (высота 664.3 м), а потом спуститься в бухту к морю для возможного купания вот такому маршруту:
- Карта маршрута гора Куш-Кая - бухта Ласпи
- Куш-Кая.jpg (341.08 КБ) Просмотров: 734
На автовокзале в Севастополе мы хотели купить билеты на ялтинский автобус, но их уже не было, поэтому мы обратились напрямую к водителю. Он нам сказал, куда нам идти (в прямом смысле
) и где его ждать. Уже в автобусе я попросила высадить нас на перевале Ласпи, если это возможно, так как официальной остановки там нет. Но водитель поступил даже лучше, он словно понял, что у нас в планах, потому что остановил автобус прямо у точки старта нашего маршрута.
Начало дороги на гору Куш-Кая находится прямо на трассе метрах в ста пятидесяти от перевала в сторону Севастополя. Ошибиться трудно, в начале тропы шлагбаум. Даже два на расстоянии метров десяти друг от друга. Нам нужен второй, который ближе к Севастополю, первый понадобится позже. Тропа широкая, прямо целая дорога, встречаются указатели. Уклон сначала слабый, потом круче. Можно идти по этой тропе и указателям никуда не сворачивая, но Таня предложила пойти по уже знакомой ей с её прошлого похода тропинке, в какой-то момент ответвившейся влево. Этот путь короче, но круче. Местами очень круто было, но мы же не торопимся, попыхтим-попыхтим немного и остановимся, благо мест для отдыха в виде поваленных деревьев там много. Во время одного из таких привалов наблюдали сойку, крупную такую, красивую. Фото я не делала, не хотелось на подъёме руки занимать.
Поднимались мы часа полтора и наконец вышли к сетчатому металлическому забору. Викимапия говорит, что он огораживает вольер для содержания диких животных, нам нужно идти вдоль него налево.
Один неприятный момент – сняли с одежды нескольких маленьких клещей
, на светлом фоне они были хорошо видны. Присосаться, к счастью, никто не успел.
Дальше уже о приятном буду. Внизу под забором замечены милые цветочки.
В заборе есть калитка, через которую можно попасть внутрь вольера.
Конечно же, мы пошли, потому что там можно походить по краю обрыва и посмотреть сверху на расположившиеся внизу в сотнях метров под нами море и урочище Батилиман.
Здесь у кромки леса тоже стоит информационный столб. Из висящей на нём таблички ясно, что если пойти по тропинке, уходящей в лес около столба, то можно дойти до обзорной площадки «Затерянный мир» и до набережной Балаклавы. Круто, но не сейчас. Для каждого направления указаны расстояние и примерное время хода, что очень удобно для приблизительных расчётов и планирования. Сейчас, порывшись в интернете, я знаю, что, оказывается, мы побывали на небольшом отрезке участка
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
Балаклава – Ласпинский перевал, и теперь очень хочу посмотреть сверху на Затерянный мир. Но это, конечно, не сейчас, сейчас мы перелезем обратно через калитку и пойдём к вершине Куш-Кая.
Пройти буквально несколько метров, и вот мы уже смотрим со стороны на тот обрыв за забором, по которому только что ходили.
А там вдали и Фиолент с Севастополем видны.
Здесь на вершине был аншлаг, много людей. Небольшие компании, группы побольше… суббота сегодня, и народ пошёл на природу. Мы сидели на вершине, лежали, смотрели на бухту, на окружающие её горы и вспоминали, как мы их когда-то покоряли: Ильяс-Кая, Донгуз-Орун, Храм Солнца. Моя давняя мечта сбылась, я на Куш-Кая..
Сидеть и смотреть вокруг здесь можно долго и мы бы, наверное, так и поступили, если бы не надежда на купание и не людской аншлаг и необходимость освобождать для фотосессий красивые места. Мы вернулись в лес на тропу и тут же увидели развалины.
Имеются противоречивые данные об их истинном происхождении. Часть данных (не подтверждённых) говорит о том, что это развалины храма святого Илии. Другая часть - на старых топокартах объект обозначен как наблюдательный (и связи) пост морского ведомства Возвращались с горы к трассе мы тем же путём: сначала по грунтовой дороге вдоль вольерного забора, а потом свернули с неё направо на тропу, к шоссе вышли примерно через час после начала спуска. На шоссе, выйдя из-за нашего шлагбаума, прошли метров десять в сторону перевала до другого шлагбаума, зашли за него и оказались в начале Старой Батилиманской дороги 1912 года постройки, которая должна вывести нас почти к самому морю.
По информации из книги А.И. Иванова «Ласпи: от Айи до Сарыча»
…Освоение Батилимана началось с прокладки дороги. Для строительства наняли артель турок в 30—40 человек. Семнадцать поворотов старой батилиманской дороги извиваются по крутому скалистому склону горы Куш-Кая. Ее длина составляет около пяти километров. Местами строители буквально вгрызались в скалу, им пришлось возвести более десятка многометровых подпорных стен, над водотоками устроить основательный дренаж, преодолеть несколько коварных оползней. Первоначально дорога рассчитывалась на экипаж с тройкой лошадей, с 1932 года ее стали использовать и автомобилисты. Сооружение пути заняло всего один сезон. Видимо, производительность труда турок начала XX века была близка к таковой у современных бульдозеров, но, скорее всего, строители использовали трассу одной из многочисленных средневековых дорог, основательно ее благоустроив.
Недалеко от места пересечения старого батилиманского шоссе с современной трассой находится небольшое, поросшее древними можжевельниками, урочище, называемое «Турецкая поляна», в 1912 году здесь располагался лагерь турецких рабочих. С небольшими улучшениями старая батилиманская дорога служила до конца 70-х годов. К сожалению, в весьма недавнее время большой ее участок расточительно и бездарно погубили, и ныне она непригодна для проезда… Красивая дорога, ненапряжная, уклон небольшой, виды шикарные
. То море покажется из-за поворота, то бухта, то горы, то остатки старой каменной кладки возникнут в стороне – сплошное удовольствие идти. Погода чудесная, солнце светит вовсю, что тоже добавляет красок и запахов окружающей нас осени и общему настроению счастья и расслабленности.
Вон где-то там высоко мы совсем недавно были:
Минут через пятьдесят красивая старая дорога вывела нас на вполне современную асфальтированную, над которой стеной возвышалась теперь уже покорённая нами Куш-Кая.
Немного ниже по дороге мы вышли к зоне отдыха
«Турецкая поляна», от которой по склону среди можжевельников оборудован ступенчатый спуск к морю.
Около пляжа есть кафе и парковка. Кафе не работало, а машины на стоянке были, как и люди на пляже. Почему-то я думала, что в связи с уединённостью бухты мы там одни будем, но ошиблась, люди приехали туда целыми семьями и большими компаниями. Купающихся было много, и наконец-то мои подружки присоединятся к их числу!
Бухта мне понравилась, очень живописная, особенно по краям, где по берегу хаотично разбросаны валуны различных видов и размеров, среди которых тоже можно располагаться.
Куш-Кая нас охраняет от злых северных ветров.
А море… какого удивительного цвета здесь волны! Я не могла налюбоваться.
Вода была градусов +17… +19, свои ощущения от октябрьского купания Таня, быть может, расскажет сама в своё время, мои ноги мёрзли уже во время прогулки по кромке прибоя.
Не дожидаясь заката, уходим с пляжа, поднявшись от него по лесенкам на асфальтированную дорогу, она выведет нас прямо к остановке
«Ласпи» ялтинско-севастопольского шоссе. Идти чуть больше часа, подъём совсем не крутой, так что не сложно. А уже там надо вовсю махать руками при виде автобуса. Как правило, с остановкой и посадкой проблем не возникает.
А вот как выглядит Куш-Кая от автобусной остановки на трассе.
Вон где мы были, вот какой путь проделали. Может, отдохнём немножко завтра? Снова обещают тепло, поэтому снова постараемся быть поближе к морю.