Вот что написано в книге "Перевалами горного Крыма" Александр Ена, Андрей Ена.
За окном шел дождь. Веревки у нас в огороде только бельевые… На следующий день, как только Нина уехала исследовать пещерный город Мангуп, тайком быстро смотал одну веревку, вместо закладных скальных элементов взял прищепки покрепче и пошел-потрусил в сторону Малай-Богаза из нашего гостевого дома.
Из-за описываемых трудностей маршрута (хотя на круг у меня должно было выйти 14-15 км), решил изменить своим привычкам идти на сухую, взял 2 конфетки и фляжку с водой.
Канонически выход на тропу Малай-Богаз описывался с началом от Южнобережного шоссе над Алупкой. До Алупки топать по асфальту не хотелось, поэтому я проложил свою тропу немного по-другому. Из Мисхора я вышел грунтовками вдоль виноградников на ЮБШ.
На грунтовке я подобрался к канатной дороге и вагончики бодро катились над моей головой, впрочем, не вызывая ни малейшего желания ими воспользоваться.
С ЮБШ, примерно через 200 метров я свернул в лес на асфальтовую дорогу, ведущую к средней станции канатной дороги на Ай-Петри – Сосновый бор.
Перед сходом в лес стоит будка с охранником, шлагбаум и висят камеры видеонаблюдения. Наличествуют таблички о строгом запрете прохода и проезда…Почему? Узнаем позже.
Ни малейшего желания вступать в пустопорожнюю дискуссию с представителем самой массовой профессии современной России у меня не было, поэтому я попросту отошел метров на 100 в сторону и подрезал эту дорогу, поднимаясь траверсом по склону леса. Далее пошла весьма приятная и с мягким градиентом асфальтовая дорога, проложенная через шикарный сосновый бор. Светило солнышко, поэтому аромат фитонцидов стоял обалденный. По этой дорожке я добрался до средней станции канатной дороги - Сосновый Бор. Здесь нет официальной посадки и высадки пассажиров, но вагончики снуют. Высота над уровнем моря около 400 метров.
Миновав станцию, мой путь лежал дальше в лес в сторону обрывистого плато. Асфальтовая дорога постепенно перешла в грунтовку, а потом случилось ОНО. 4-х метровый забор. Очередная будка со шлагбаумом. Грозные надписи. Проход и проезд запрещен! Охраняется собаками! Энцефалитный клещ! Шипы!
Что за этим забором, я так до конца и не понял. В поле зрения ничего не видно. Где-то там совершенно точно находится карстовый источник Хаста-Баш. Он включен в систему подачи питьевой воды ЮБК. Раньше водозабор был огорожен ржавым забором с колючей проволокой, а сейчас на местности стоит новенький элитный высоченный заборище. На Викимапии тоже нарисован водозабор, но все местные жители твердят, что там находятся чьи-то дачи… Входить в контакт с виртуальными собаками в мои планы не входило. На всякий случай подобрал дубину и стал обходить забор справа, впрочем, ровно по начертанному мною дома треку.
Тропа стала забирать очень резко вверх и подобралась к 500 метрам над уровнем моря. В этом месте я повернул налево и пошел на запад. Пожалуй – это самый приятный участок нижней части маршрута. Сосновый лес, хорошая тропа под ногами и отсутствие сколь какого-либо значимого рельефа. По этой тропинке я шел до тех пор, пока не пришло время пересечься с самой тропой, ведущей на перевал Малай-Богаз.
Повернув направо, дорога взяла круто вверх, в сторону плато. Никаких выполаживаний. Западнее тропы видна скала Шаан-Кая.
В районе 700 метров я вышел на горелую поляну. Здесь был страшный пожар в августе 2007 года, который вызвал турист “зависший” на скальном склоне и обозначивший себя костром, так как по телефону МЧС не могли понять его местонахождение. Погибла семья лесника Владимира Тареева и выгорело 973 гектара леса. Пожар тушили несколько дней с помощью авиации и до сих пор по всему Ай-Петринскому лесу видны его следы...
Пожарище постепенно зарастает.
От 700 метров до 850 по высоте ничего интересного не происходило, только пронесся мощный и короткий слепой дождь, сделав свое подлое дело, так как в описаниях было сказано, что на этой тропе в дождь все скользко и плохо.
Подобравшись к 900 метрам по высоте я понял, что наступило самое интересное.
Нитка тропы стала плохо различима, вся дорога оказалась завалена буреломом вперемешку с булыганами. Уклон стал такой, что пришлось подключить руки. Навигатор в такие моменты уже не навигирует, лишь беспомощно крутится вокруг одной точки, так как и трек может быть грязноват и не способен он определить в какой из кулуаров пойти, если между ними расстояние 15 метров.
Полез по наитию, и через пару десятков метров по вертикали завис. Появился знакомый холодок, когда лезть дальше вверх и в неизвестность уже и не очень хочется, но мысль идти вниз по сильно крутому склону тоже совсем не привлекает. Постоял, подумал, показалось, что кулуар, полностью заваленный стволами деревьев, вперемешку с огромными каменюками, находящийся немного левее - более проходим. Перебрался туда и неожиданно увидел подобие нитки тропы.
Продвижение резко ускорилось, маршрут стал очевиден, так как по-другому идти было просто невозможно. Неприятности доставлял только мокрый после дождя глинистый склон, руки работали постоянно.
Тропа идет слева от куста в центре.
В нужном кулуаре
На часах перевалило за 1000 метров и уже стало ясно, что яйла близко. Тут я и вылез на нее прямо из своего оврага, сразу получив перед глазами огромные плоские пространства и вершину горы Вестрон на Востоке.
За всю дорогу от того места где я зашел в Мисхоре в виноградники и по лесу, я не встретил ни одного человека. На плато люди были.
Окинул взором привычную панораму южного берега и бодрой рысью поскакал на вершину Вестрона. С макушки этой горки, с непривычного ракурса, как на ладони открылись униженные канатной дорогой и истерзанные глупыми лестницами зубцы Ай-петри, как мухами облепленные ползающими по горе туристами.
Я перешел на нормальный бег, зажмурившись пробежал через шанхайский ряд торговцев и бодрой рысью метнулся под перила, за которыми от сосны-самолета начинается спуск по домашней Кореизской тропе.
Из Мисхора пришел, туда и вернусь
Подведем итог. Тропа через этот перевал сложная. По ощущениям холодка в груди до Скоб не дотягивает, не дотягивает и технически, но физически труднее. Много лобовых крутых уклонов. Сыпухи мало, но тут имеется другой сорт – булыганы, вперемешку со стволами деревьев. В дождь имеются скользко-глинистые участки, особенно на последних 100 метрах по высоте. По живописности – превосходит Кореизскую тропу.
Трек в Страве:
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку