Этот один из самых популярных туристических маршрутов Алуштинского района начинается от Ангарского перевала,до которого можно доехать на троллейбусе 52(Симферополь-Алушта-Ялта или 51(Алушта-Симферополь).
Нужная нам тропа начинается от общественного туалета,расположенного возле поста ГИБДД.
Достаточно обойти туалет с задней стороны,что бы стать на тропу.
Чуть поднявшись по склону бросаем взгляд на вершину Ангар-бурун,мы ее увидим еще не раз,но только после того,как поднимемся к перевалу Фуна(МАН).
Вид на вершину Ангар-бурун.
Полюбовавшись видом на Чатыр-даг двигаемся дальше по тропе,которая поворачивает под прямым углом и заходит в лес.
Вскоре тропа пересечет старую ветку дороги с остатками асфальта,что бы не ломать ноги по разбитой потоками воды дороге,двигаемся дальше прямо по широкой тропе,которая неизменно вместе с дорогой выведет к памятнику строителям первой дороги на Симферополь.
На деревьях нанесена красно-белая маркировка,она указывает правильный путь.
Памятник строителям первой дороги Симферополь-Алушта.
От памятника выбираем нужный нам путь-на северо-восток уходит дорога на хребет Эльх-кая или Кудрявая Марья,этот путь сложнее по набору-сбросу высоты и требует некоторого внимания на отдельных участках в плане определения наличия тропы, которая на хребте местами плохо просматривается. Второй вариант - от памятника на восток уходит широкая грунтовка,по которой в этот раз мы продолжим свой путь.
Через минут 15-20 движения от памятника будет первое ответвление вправо-это к роднику Бочки(Верси) и Андрюхиной поляне,о чем свидетельствует надпись на табличке на дереве над дорогой.
Наша дорога заворачивает левее и идет на подъем,он будет не долгим,вскоре дорога выравняется,слева к ней придет тропа от оставленного ниже памятника дорожникам.
Вообще троп тут великое множество,но не спешите их исследовать если вы тут впервые,сначала ознакомьтесь с основной дорогой.
Еще минут 20 дорога будет идти по тенистому лиственному лесу,но вскоре появится просвет среди деревьев,растительность сменится,появятся сосны у дороги,которая с небольшим подъемом поведет нас дальше к Демирджи.
По левую руку от нас восточный склон хребта Эльх-кая,его упоительный сосновый аромат будет сопровождать нас до выхода на перевал МАН.
На этом отрезке дороги есть три ключевые развилки,первая тропа-вправо,на поляну МАН,там расположена туристическая стоянка,второй поворот направо-это дорога,и тоже на поляну МАН, а чуть выше,едва заметный поворот влево-вверх от дороги к роднику Индек-чокрак,он совсем рядом,можно,и даже нужно завернуть к роднику и запастись холодной и вкусной водой перед дальнейшей дорогой.
Однако всегда имейте при себе запас воды выходя из дома,родник может быть пересохшим(это редкость для этого родника,но бывает)или же по какой то причине вы можете попросту не найти родник,проскочив мимо.
Родник Индек-чокрак.
От родника еще минут через 15 выходим по дороге к перевалу МАН,здесь основная ключевая точка схождения нескольких троп,на север-северо-запад уходит тропа на вершину отторженца Пахкал-кая(Индек-кая,Лысый Иван),так же на север уходит дорога,идущая на вершину Северной Демирджи,эту дорогу мы рассмотрим в описании другого маршрута.
На юг,вниз уходит тропа на поляну МАН,а прямо перед нами,в восточном направлении по крутому склону карабкается тропка к скале Сарпа-кая(Козырек),по ней и пойдем.
Вид на Пахкал-кая,Ангар-бурун и перевал МАН.
На самом деле понятие "карабкается" не совсем соответствует действительности,тропа вполне нормальная,только в одном месте,в первые 10 минут подъема от перевала есть место,где тропа близко подходит к обрыву,если вы не уверены в себе-не испытывайте судьбу и отойдите подальше от крутых склонов по одному из многочисленных натоптанных ответвлений,вскоре тропа станет более пологой и вы будете наслаждаться прекрасными видами.
Для сравнения фото осенне-зимнего периода.
По мере подъема открываются панорамы на верхнее и нижнее плато Чатыр-дага,далекие вершины заповедника и на алуштинский амфитеатр.Плавно набирая высоту тропа мимо соснового леска вскоре выведет нас к вершинке Сарпа-кая,в народе Козырек.
Вид на Чатыр-даг.
Скала Козырек.
Здесь головокружительные обрывы высотой около ста метров,отсюда уже видна Южная Демирджи и скалистые склоны Северной Демерджи,по которым пройдет дальнейший путь.
Отрезок тропы от скалы Козырек до выхода на кромку яйлы у туристов прошлых лет именовался Ведьминой тропой,наверное что то в этом есть,особенно если пройти по тропе в туманную осеннюю пору.
Оглянемся вокруг,стоя на Козырьке.Внизу под нами у подножия гор приютилась туристическая стоянка поляна МАН,это ее современное название,которое она получила благодаря детям из Малой Академии Наук,которые изучая окрестности стояли здесь лагерем,они же и официально прошли,составили план-схему и дали название пещере МАН,которая впринципе была хорошо известна и до этого,и согласно схеме И.Белянского носила название Гугерджин-хоба,а так же Медвежья.
Сейчас турстоянка оборудована беседками для отдыха.
В восточном направлении,замыкая цепочку скал во главе которых высится скала Козырек приютилась скала Бурун-хая(Мыс-скала),в его основании есть безымянная пещерка и сквозной грот,который мы еще увидим с Ведьминой тропы.
На загривок Козырька выходит и дорога,которую мы оставили на перевале МАН,отдохнув выходим на нее и продолжаем подъем по ней.
По дороге идти совсем немного,несколько десятков метров,внимательно смотрим направо,у обочины сложен каменный тур,это начало Ведьминой тропы,оставляем дорогу и становимся на тропу.
Смотрим назад от начала тропы.
И вперед.
Бурун-хая.
Бурун-хая с Козырьком.
Тропа огибая кулуары плавно стелется по склонам Демирджи,в некоторых местах можно отойти с тропы на выступающие мыски,что бы увидеть новые ракурсы.
С первого например хорошо видно сквозной грот в основании мыса Бурун-хая.
И немного поздне-осеннего.
Плавно набирая высоту вскоре выходим на край яйлы,слева приходит тропа с вершины Северная Демирджи.
Попетляв среди сосен тропа резко начинает идти на спуск.
Когда спуск закончится и тропа выйдет к полянам внимательно смотрим вправо на скалки,вроде бы ничего примечательного,но к ним стоит подойти.
И вот вблизи они обретают совсем другие очертания.
Полюбовавшись фигурами выветривания возвращаемся на тропу,еще минут пять и она выйдет на дорогу,идущую с яйлы,по дороге еще около пяти минут и мы на Демирджинском седле,перевал Таш-хобах западный.
Наш маршрут подразумевает спуск на дорогу Лучистое-трасса Симферополь-Алушта,поэтому сворачиваем вправо и спускаемся по дороге на запад.
Вдоль дороги встречаются исполинские буки,сколько же всего они повидали на своем веку...
Туманно-осенние.
Минут через 20-30 после начала спуска от седловины дорога подойдет к роднику Юбилейный,здесь можно набрать свежей воды и отдохнуть.
Идти до выхода из леса осталось около получаса,но там может подстерегать неприятность в виде перегороженой забором дороги.На момент написания этой статьи участок леса у бывшего кордона Сорокина огорожен забором,дорога пока открыта,но так как забор подходит к дороге и слева и справа,то может настать момент когда и ее закроют,непонятно правда,как при этом служебные авто будут попадать в лес,ведь дорога здесь одна...
Избежать конфуза поможет следующее-от родника течет ручеек, направляйтесь вниз паралельно руслу,вода скоро исчезнет,но продолжайте идти в прежнем направлении,буквально через три-четыре минуты выйдите на хорошую тропу,по ней при спуске старайтесь выбирать левые ответвления,с левой стороны от вас ущелье,которое по мере спуска будет становится глубже,как ориентир-оно должно быть всегда в зоне видимости,если уйдете правее неизбежно упретесь все в тот же забор.
Но если уж вы все же забор таки нашли,просто уйдите влево к руслу речки.
Тропа в итоге выведет вас к ручью,это Артма-узень или Демирджи левая.
Если в ручье есть вода,можете спокойно пить ее в сыром виде,она чистая и холодная.
Вскоре тропка перепрыгнет через русло ручья,который теперь будет по правую руку,и постепенно отдаляясь от него выйдет на дорогу,идущую к крепости Фуна.
Можно пойти к ней и там спустится на асфальт,а можно по дороге пойти направо,вскоре дорога выведет вас к оставленному выше ручью,перепрыгнув его выходите на грунтовку идущую вдоль полей,по ней спускаетесь вниз и через 20 минут выходите к музею ретро машин.
Если еще остались силы,можно пройти по дороге до трассы,это около двух км,но если в ближайшее время будет автобус с Лучистого-дождитесь его.
Следует учесть,настроение у водителей автобуса бывает разное,и он может не остановится у музея,так как там нет остановки,что бы этого избежать пройдите по дороге в сторону Лучистого метров 200,до конной базы,там хоть и нет как таковой остановки,но автобус остановится.
Длина маршрута согласно maps.me составляет 13,5 км,к которым можно смело прибавить 1.5 км на поправку рельефа.
Расписание автобуса с Лучистого:
6.50
8.20
10.00
11.30
13.20
15.50
17.30
19.00
Вот и все, на этом наш маршрут подошел к завершению,приятных вам путешествий,и приятных попутчиков.
В лесу прямых дорог не бывает.