Окрестности долины Молбай. Часть 2.
Горы Рпек-Баши и Копкалы-Оба.Продублирую карту, так как опять будут ссылки:
Я уверенно, но с некоторым сожалением покинул холм Петлякай-Обасык, который уже обошел. На мой взгляд, маршрут: точка N….Белогорск…Головановка…Молбай…Чийван-Аланы… Тузены…Петлякай- Обасык…Тузены… Чийван-Аланы…Медием…Головановка – максимально возможный маршрут, чтобы как-то нормально вернуться в точку N вечером.
Ну а я покажу то, что еще можно увидеть в окрестностях.
По поляне-урочищу Чумбай я двигаюсь в сторону противопожарного пруда (см. данную карту). Про непрезентабельность пруда, как объекта для купания уже писал. Как и любой водоем, организованный как накопитель воды для тушения пожара, он, конечно же, должен был поддерживаться в соответствующем состоянии, но … не поддерживался. Мутное заиленное болотце. Желания сфотографировать не было. Другое дело вокруг…даже в начале июля возле пруда можно встретить орхидею анакампис:
А если от пруда повернуть направо (или в восточном направлении – кому как нравится) и немного пройти на подъем, то обнаружится еще один таврский некрополь (см. карту). Как и некрополь Молбая, этот также разрушен и разграблен, скорее всего, в средневековье, но по сравнению с молбайским, сохранился несколько лучше:
Возможно, остатки древних родовых усыпальниц аборигенов не интересны, тогда, продолжая движение в восточном направлении, выходим на кромку леса. Перед нами еще один мыс перед оврагом Ирпек-Джигласы и хребет Тузены, видимый в свою очередь, из-за склонов г. Копкалы-Оба – слева и г. Петлякай-Обасык – справа:
Значения топонимов я пытался объяснить раньше, в первой части своего опуса об окрестностях Молбая. Можно было посмотреть окружающие природные объекты по отдельности, но я предлагаю взглянуть на панорамы:
Слева видны скальные полки г. Копкалы-Оба. Не из-за них ли, гора получила свое название? Чем не скальная «ворсистость» покатого склона горы? Тем более это видно, если немного сместиться и посмотреть западный склон горы целиком:
Двигаясь вдоль оврага Ирпек-Дересы (см. карту), я вспугнул табун лошадей, которые под предводительством своего вожака, с топотом и ржанием ломанулись (по другому сказать сложно) с одного борта оврага на другой и далее вверх по склону г. Копкалы-Оба. Так я обнаружил несложный в ориентировании, но несколько напряженный подъем на хребет, соединяющий горы Копкалы-Оба и Рпек-Баши:
Верховья оврага Ирпек-Дересы. Путь на соединяющий хребет проходит по открытому склону с травяной поляной. Склон в левой части фотографии, поляна выглядит как треугольник.
Для наглядности повествования следует использовать новый лист карты:
Путь, прорисованный оранжевым пунктиром понятен. Подъем по склону несколько напряженный (я сужу как подрюкзачник), но живописный.
Кусты скумпии тоже устремляются к вершинам:
Верховья оврага Ирпек-Дересы:
Вид со склона. С правой стороны кадра появилась гора Чомбай:
Поднявшись повыше, из леса проступает поляна Чумбай:
А с соединяющего хребта видна не только поляна Чумбай но и пол. Бабай-Терек (Дедова поляна):
После подъема, на самом хребте выхожу на развилку: направо на г. Копкалы-Оба, налево на г. Рпек-Баши (см. 2-ю карту). Здесь у меня привал – я далеко не самый выносливый подрюкзачник.
Раз уж я на привале, рассмотрим значения топонимов Чомбай и (или) Чумбай.
Как уже говорил, из группы тюркских языков «бай» - просторный, свободный, широкий, богатый, обширный. В крымскотатарском слова «чом» я не нашел, но есть слова:
«чам» - сосна, сосновый; «чум» - мелкий кизил; «чим» - дерн. При чем тут дерн – «чим», ведь варианта «Чимбай» вроде бы и нет? Просто на некоторых интернет-ресурсах утверждается, что дерн по крымскотатарски звучит как «чум» и выводят, соответственно, поляна Чумбай – «богатая дерном», а Чомбай – неизвестное родоплеменное название. Похоже, что это все-таки заблуждение. Хотя какой мелкоплодный кизильник на поляне? Основные альтернативные варианты названия горы: Чамбай, Чумбай, … Возможно, чем-то была богата эта гора, то ли соснами – я ходил, но не видел, то ли кизильниками – есть, но на мой взгляд, не скажу, что богатые там заросли. Дерн – тоже есть, и отслаивается от скальной подложки несложно, но его-то зачем собирать, уничтожая скудный земляной покров? Возможно, рядом где-то было таврское селище (поселок), ведь ближний к поляне Чумбай могильник обособлен от молбайского, значит, принадлежал другому племени… со своим племенным названием. В общем, ничего внятного – понятного этот топоним не дает. А ведь он исторический, упоминается на карте Корпуса военных топографов 1894-1895гг., значит, был в ходу во время составления карты.
Другое название горы Четлеук-Сырт. С крымскотатарского «сырт» - хребет, гребень (горы). А вот «четлеук» - упоминаемый в других местах Крыма топоним, сейчас не имеющий хождения в крымскотатарском языке и не встречающийся в словарях. Значение термина обнаружил в сборнике «Усеин Боданинский. Собрание сочинений». В этнографической экспедиции 1925г. рассматривались жилища татар. «Четлеук» – плетенка (плетень) из молодых побегов орешника, служащая армировкой при обмазывании смесью глины с соломой - саманом, когда возводилась стена дома. Употреблялось и другое, более распространенное название этого плетня - «фндык». Одна из вершин Чомбайского массива носит название Фындыклык – «Орешник» - и в произношении совпадает, и совсем недалеко от вершины Чомбай. Богата ли местность орешниками – не думаю, так как таких зарослей не наблюдал. Но вот вся гора и окрестности просто иссечена - переплетена оврагами и балками и тогда, название, это образное сравнение, характерное для тюрков – «Переплетеный хребет» - Четлеук-Сырт. И это мой максимум измышлений по топониму горы Чомбай.
После привала иду налево – не потому, что люблю именно такие повороты – просто вершина Рпек-Баши – видовая, а на Копкалы-Оба можно зайти и после г. Рпек-Баши, на обратном пути.
Гора Копкалы-Оба, вид с соединяющего хребта:
Вид со склона г. Рпек-Баши:
Видны: северный склон Караби-Яйлы, хребет г. Чомбай и пол. Чумбай, на среднем плане г. Копкалы-Оба, на переднем плане - соединительный хребет.
Пройденный путь:
На горизонте, прикрытые хребтом Кабарга видны (слева на право): г. Хургуч («трапеция» в левой части кадра), пики г. Шуври и г. Хриколь, далее г.Кара-Тав (покатая гора перед понижением) и г. Кубриали-Кыр. Две последние из названных, относятся к плато Караби-Яйла.
Верховья оврага Ирпек-Дересы:
На вершине открываются виды в северном направлении:
Видны Тайганское и Белогорское водохранилища, за ними - г. Ак-Кая.
На переднем плане ошибочно предполагаемый склон г. Конделен, а на самом деле горный склон Чомбайского массива со множеством гротов:
Что означает г. Конделен? С крымскотатарского «конделен» - значит «поперек» - «Поперечная гора». Название было взято с карты И.Л. Белянского, с места точки съемки она не видна.
Гроты в скальных бортах живописного горного отрога:
Природные скульптуры (суслик выглянул из норы?):
Простор вокруг:
А на самой вершине (647 м.н.у.м.)…да, опять таврский могильник. Тоже обособленный, значит, другого племени, не того что жило у Чумбайской поляны. Он сильно разрушен, практически руинирован, и сейчас, только угадывается на поверхности:
На заднем плане видна самая северная возвышенность Чомбайского массива – гора Сююрю-Кая или Сары-Кая-Тобесы. Напомню: «сюрю» – стадо; отара, гурт, а «сюйрю» – острый, остроконечный. На остроконечную гора не похожа. С крымскотатарского «сары» - желтый, «тобесы» - холмы, то есть «гора Желтых скал на холмах». Гора переходит в хребет с неоригинальным для этих мест названием - Чумбай. Это край моей «ойкумены», на гору Сары-Кая-Тобесы и далее я пока не ходил.
Получается интересно в историческом плане. Вся местность, по которой я прошел, изобилует явными следами таврской культуры. На окраине имелся, а возможно в исторические времена имелось и больше, курган с каменной обкладкой. В прямой видимости с вершины Рпек-Баши видна г. Ак-Кая – куэста, на плато которой, разместился древний скифский курганный некрополь, а несколько западнее скифская крепость – в археологической интерпретации – городище Вишенное.
Белогорское водохранилище и г. Ак-Кая:
Практически, местные таврские племена видели и мощь скифской цивилизации, и ее святыни (курганы царей на плато Ак-Кая). Да и в 6-7-ми километрах от г. Рпек-Баши находилось тоже непростое таврское селище и их святые места. Не здесь ли и начался процесс ассимиляции тавров скифами, с последующим вхождением в историю как тавроскифы (или скифотавры)? В прочем это только гипотеза дилетанта на вершине горы. В версию она может перейти хотя бы после исследования этих мест – пока это археологическая «неподнятая целина».
Обратно возвращаюсь тем же путем, но не спешу покидать район, а ухожу на гору Копкалы-Оба. Высота горы 617 м.н.у.м. Пейзажи здесь также интересны, можно рассматривать панорамы.
Юго-восточная панорама:
Если приглядеться, в левой части панорамы видна скала – этакий «белый клык» - скала Кок-Таш правильный перевод мне подсказали: «Камень, смотрящий в небо». Главенствующая высота, она по центру панорамы – г. Бучина, справа «выглядывают» гора Хургуч и пики гор Шуври и Хриколь. Вокруг – бархатные зеленые волны Крымского предгорья…
Восточная панорама:
Средний план занимает отрог г. Рпек-Баши. Где-то там, с невидимой сейчас восточной стороны я и карабкался с одной собачкой-путешественницей. Здесь приходится признать, что бесперспективность этого маневра собака предчувствовала верно…
Взгляд на юго-запад дарит еще один ракурс г. Чомбай, поляны Чумбай и Бабай-Терек:
А еще, если минуя вершину, зайти на южный склон горы, то можно увидеть вершину горы Узун-Кая с античным укреплением:
Если приглядеться, можно увидеть фрагменты каменной стены, опоясывающей вершину. Эту гору следует также посетить. Сейчас я знаю, как пойти к этой локации и от поляны Чумбай, но предлагаю рассмотреть посещение, как отдельный маршрут по окрестностям урочища Молбай – как делал это я, когда впервые поднимался на Узун-Кая.
Продолжение следует.