Гаспра - Богаз. Древняя дорога (тропа) на Яйлу.
В Сети было не мало попыток понять точный маршрут этой дороги. И на нашем форуме
были упоминания этого вопроса. Пару лет назад (по памяти) Андрей Rissen после
инспекции водоемов над Гаспрой, так же отмечался Дима-Мисхор.
Недавно на сайте В.Нужденко появились материалы по Гаспре-богазу.
Но вовсех случаях речь шла о верхней части этой дороги, выше Тузлера и Пендикюля.
А вот попыток смоделировать возможный маршрут Гаспры-богаза в нижней и средней части
я не встречал нигде. Попробую разобраться.
Так вижу. История использования скотопрогонной тропы, в дальнейшем колесной дороги
Гаспра-богаз уходит даже не в века, а в тысячелетия. Народ в этих местах тусил довольно
плотно в разные времена. Свидетельство этому археологические памятники - таврские
некрополи с ящиками, система средневековых укреплений исаров. Отгонное ( яйлинское)
скотоводство было основой питания для всех групп населения, во все времена.
Понятно, что за эти века-тысячелетия путь на яйлу частично мог менятся.
Землетресения, оползни, сели, пожары, "уход" источников приводили к локальным изменениям
маршрута.
Еще большие изменения маршрута Гаспра-богаз принесла прокладка дорог - Ялта-Бахчисарайское
и Биюк-Суукское шоссе в 19 веке, ЮБШ (современное шоссе Ялта-Севастополь) в 20 веке.
Ышо раз. Все мои измышления проходят под грифом ИМХО !
Слово Л.Фирсову. "Исары" (1990), гл. 17 "Взорванная скала"
То есть дорога проходила при подъеме ниже Гаспра-исара в восточном направлении, что ее
выводило именно на ВОСТОЧНЫЕ склоны Могаби !!
Вот на карте А.Бетева 1855 г. (топосъемка 1836,1838 гг.) она и обозначена как дорога.
Следующая - карта РККА 1941 г. для Ози. Виден вариант дороги, схожий с вариантом с карты Бетева.
Перенесем точки с карты РККА 1941 на современную карту "По горному Крыму"
Упс. Полная корреляция с данными Фирсова. Низовья старой дороги растворились в промзоне над
Гаспрой, современная ЮБШ частично проходит по старому маршруту Гаспра-богаз.
Ну и современная OSM. На ней маршрут от ЮБШ до Тузлера по маршруту Гаспра-богаз тропе уже прописан.
"Поехали !" (с)
ЮБШ над Гаспрой.
Затяжной подъем к бывшему перевалу через Гаспринский хребет.
Справа поворот на полигон Гаспринской свалки, который и располагается на месте бывшей скалы Гаспра-исар.
Фото первой половин 1960-х. Справа и слева видны крутые откосы, Гаспринский хребет "разрезали" глубоко.
Фото 1975 г. Зелени уже больше, но по центру кадра (по вертикали) видны огромные проплшеины в лесном
массиве над Самотой. Это последствия большого пожара в начале 1970-х. Примерно в те-же времена большой
пожар был и в Уч-Коше. Именно после этой серии пожаров и был создан Ялтинский горно-лесной государственный
заповедник ( на данный момент ЯГЛПЗ) в 1973 г. Понтовый кабак "Красный камень" был закрыт. Часть чаиров вырбили.
Наши дни, все залесено. "Злочинна радянська влада" постаралась ))
Постепенно пересекаю перевал через Гаспринский хребет.
Начало маршрута Гаспра-богаз от ЮБШ у подножья скалы Каракули-Кая.
Продолжение...
О.
Прочитать по диагонали не получится, надо вдумчиво.
Сколько ж я там переходил...