В начале марта в моем распоряжении появилось несколько выходных, не использовать часть которых для вылазки на природу я конечно не мог.
В это время погода редко балует нас теплом, бывает что в горах еще во всю хозяйничает зима а глубина снега достигает метра и более. Так было например в прошлом году, но сейчас весна постепенно вступает в свои права. Относительное тепло позволяет походить с ночевками даже по верхам без экстремальных условий, однако минимальные трудности все же встречаются на пути.
В голове крутились два варианта маршрутов-этот, и район от Судака до Рыбачьего. Но второй вариант быстро потерпел фиаско, так как он обсуждается для прохождения в конце апреля.
Долго не раздумываем, рюкзак собран, подъем в пять утра, завтрак, на троллейбусе до Симферополя, пересадка на маршрутку и переезд до западной автостанции, автобус Симферополь-Синапное на 8.45. В 10.10 с небольшим опозданием я на стартовой точке.
Синапное. До 1945 года Улу-сала(Большое, великое поселение). Есть утверждение что топоним " сала" не переводится ни в одном современном языке и остался нам от аланов, но это тема для специалистов в данном направлении. Впервые историческое название села Улу-сала встречается в документах с 1652 года. В 1945 году село переименовали в Зеленое, а в 1962-м в Синапное.
Автобус останавливается практически на дальней окраине села, выхожу, и по старой асфальтированной дороге топаю на подъем.
Дорога имеет свою историю. В былые времена ее продолжение шло через село Шелковичное до поселка Крымский, который ныне не существует а территория его давно в составе крымского природного заповедника. Пройти полностью по этой дороге до бывшего п. Крымский отдельная хотелка, которая надеюсь сбудется.
Справа у дороги на околице села памятник " Жертвам фашистского террора в деревне Улу-сала". Не проходите мимо и обязательно отдайте пару минут своего времени в память о погибших на этой земле.
Здесь захоронены более ста жителей сел Улу-сала, Авджи-кой, Стиля, заживо сожженных в декабре 1943 года.
Из проекта " Памятники Крыма".
... История этого дня связана с ужасами Великой Отечественной войны. Оккупировав летом 1941 г. территорию Крыма, фашистские захватчики установили на Крымской земле «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства. За 3 года оккупации на территории республики нацисты превратили в руины города, уничтожили села и деревни, расстреляли, повесили, замучили и сожгли десятки тысяч граждан. Осуществляя на практике человеконенавистнический план, гитлеровцы проводили против мирного населения карательные операции, во время одной из которых сожгли деревню Улу-Сала (ныне Синапное) и его мирных жителей за оказание помощи партизанам Крыма. Это случилось 19 декабря 1943 года во время оккупации Крыма фашистами в деревне Улу-Сала. В деревню Улу - Сала ворвался карательный отряд гитлеровцев. Два года захватчики не могли овладеть этой деревней, ¬ находившейся в зоне действия Крымских партизан. Накануне немцы сделали попытку овладеть деревней, но партизаны дали им бой, уничтожив вражеские силы. Фашисты решили взять реванш. Но когда они вошли в деревню, партизан в ней не оказалось. Они ушли в лес. Многие жители тоже ушли с ними, опасаясь мести за содействие партизанам. В деревне остались лишь старики и дети. Согласно акту 21 декабря 1943 года при выходе из деревни, в которой они располагались 19 - 21 декабря, каратели подожгли все дома вместе с находившимися в них жителями. Немецкие злодеи перед своим уходом из деревни загнали советских граждан в подвал… Все люди были связаны. Гитлеровцы облили их бензином и сожгли. Вслед за тем был подожжен и дом и вся деревня. Крики несчастных долго раздавались по всей деревне. Из 102 домов, подожженных немцами, удалось потушить только 8. В статье «трагедия деревни Улу-Сала», опубликованной в газете «Красный Крым» № 5 (5778) от 28 января 1944 года говорится «Перед нами акт злодеяния немецких бандитов в деревне Улу-Сала Бахчисарайского района. Этот яркий документ рисует страшную трагедию, пережитую жителями небольшой крымской деревни Бахчисарайского района. В конце декабря немцы под давлением партизан вынуждены были оставить деревню Улу-Сала. Туда вступил партизанский отряд. Перед народными мстителями предстала страшная картина разрушения и убийств. Вся деревня пылала в огне…» Данное трагическое событие отражено в фонде «Крымской республиканской чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников…», а также в фонде «Крымской комиссии по истории Великой Отечественной войны» имеется акт от 22 декабря 1943 года, составленный членами «партизанской группы» и жителями деревни Улу-Сала. В справке Управления НКВД по Крымской области от сентября 1946 года, № 17/181 о местах массовых убийств советских граждан немецко-фашистскими оккупантами на территории Крыма за 1941 – 1944 годы названа и деревня Улу-Сала Бахчисарайского района, в которой было сожжено 215 жителей...
Число в 215 погибших официально доказано, что не указано на памятнике.
Список опознанных сожженных жителей в деревни Улу-Сала (ныне
Синапное):
Абдульмеин Мустафа 59 лет
Абдульмени Ганиев 59 лет
Аблямит Османов 25 лет
Алиме Халил 15 лет
Ашиме Нафе 64 года
Ашире Эмирсале 63 года
Гули Халил 8 лет
Гульсум Халил 15 лет
Гъазы Осман 38 лет
Диляра Абибулла 3 года
Зейтулла Мустафа 44 года
Костантин Шаши 74 года
Лиля Абибулла 5лет
Мемет Абибуллаев 15 лет
Муса Абибулла 11 лет
Мустафа Осман 69 лет
Назифе Мустафа 66лет
Нафе Умер 73 года
Неметулла Сефершаев 64 года
Райме Сулейман 54 года
Риза Османов 5 лет
Сагъыр Губедин 63 года
Сулейман Мустафа 64 года
Фатиме Смаил 18 лет
Хати Халил 14 лет
Хатидже Фезла 69 лет
Эмине Абдулла 69 лет
Эмирсале Асан 74 года
Энвер Абибулла 1 год
Эсма Абибулла 24 года
Эфтаде Мухтерем 74 года
Постояв пару минут поднимаюсь по пригорку обратно на дорогу и начинаю путь.
Продолжение...
Dmitrii-Mishor писал(а):
Дмитрий, очень интересный маршрут. Для интереса залез даже в карту. А вот где и как он будет проходить, могу только предположить, но лучше дождемся когда Вы опишите его полностью.
Dmitrii-Mishor писал(а):
Трагичная история села Синапное, очень напоминает мне такую же трагичную историю села Лаки.