Военная история сложная штука, но кто обладает достоверной информацией о событиях в военное время в Коуше-можно выложить сюда, буду признателен
Дима, я не большой спец по Партизанскому движению в Крыму. Не "цепляет" меня эта тематика. Но, шо сказать именно по Коушу есть.
В партизанских мемуарах сама деревня, и ее обитатели являются сосредоточием вселенского зла, причем зла, имеющего вполне
определенную национальность. Вергасов (?), Македонский (?) и особенно Мокроусов ставили акцент именно на предательстве массовой части
крымско-татарского населения, но они этим больше покрывали свои "косяки". Были и предатели, и не только среди татар, но и в числе членов
ВКП(б) вполне с русскими фамилиями. Предатели были, массовости не было. В партизанах было немало крымских татар. Да, и первый отряды
"самообороны" из добровольцев были набраны СД из числа жителей д. Бешуй (Дровянка). Да, именно с начала 1942 г. в Коуше и была
антипартизанская база как из немецких частей, так и татарских рот. Но набирались они из окрестных деревень, а не только из Коуша.
Уже позже борьбой с партизанами в этих местах занимались в основном ссученные "мамалыжники", реально конченое "зверье"
Служили у немцев не мало татар, причем многие даже за идею. Но речь идет о тех самых пресловутых 10-15-20 процентах. Так вижу.
Да, есть книги Мальгина и Романько, я с ними не знаком. Поэтому в дискурс вступать не собираюсь, больно тема "мутная"
Несколько лет назад на одном из местных краеведческих ВК-пабликов я заметил авторскую аннотацию Александра Неменко к его книге
"Крым под оккупацией". С его видением общей картины я согласен. В обсуждениях принимать участия не буду.
Неменко А. "Крым под оккупацией. 1941-1944. Обратная сторона войны" 2020 г. ( fb2.zip)
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
Ну, и чуть более давней истории.
Я не считают депортацию татар в 1944 г. совсем не обоснованной, были к этому предпосылки, и не только в период ВОВ.
Предавали ( с нашей стороны) или боролись за независимость ( с их стороны) они не раз. И это как-то они плохо помнят.
1854 г. Крымская война. Помощь османам в высадке десанта под Евпаторией. Предоставили лошадей, были проводниками на
Южный берег. Разгром имений и усадьб в западном Крыму. Грабеж, убийства, насилие в том же западном Крыму. Попытка похода
в центральный Крым. И только мурзы Симферополя притушили этот "порыв"
По окончании Крымской войны огромное число крымских татар выехало из Крыма. Бают про цифры 120 - 140 тыс. и более.
Но это за разные периоды - эмиграция шла "волнами". Есть примерная цифирь - 200 тыс. после окончания Крымской войны и
до конца 19 в. Для того Крыма это просто дохрена !!
1918 г. Попытка лечь под немца в качестве автономии в составе Германской Империи. Резня большевиков и греков, правда те
отвечали тем-же.
1941-44 гг. Также легли под немца, да те самые 15-20 процентов с "элитками". Но ведь было. Еще и "готский вопрос"
Еще два очень неоднозначных момента из Крымской истории, до сих пор "ломаются копья" и спор до истерик :
1. Вывод христиан из Крыма в 1778 г.
Дима привел цифру выехавших из Коуша (Шелковичное) - 49 человек. Для сравнения из соседней деревни ( 7-8 км.)
Стили ( Лесниково) было выведено 1228 греков. Ниффига себе разница !!! Большая часть жителей Коуша просто приняла ислам.
По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 восточная часть Керченского полуострова отошла к РИ и вошла в состав
Азовской губернии ( и поэтому весть Крым никогда не входил в состав Крымского ханства). Почти сразу эти земли были отданы
"новым" Крымским грекам. Это были солдаты и офицеры "Албанского" войска, а также многие жители Греческого архипелага.
"Архипелжные войны" и ее герои - Орловы, Спиридов, Грейг, Мавромихали, Кацонис.
После присоединения Крыма в 1783 г. был организован Балаклавский греческий батальон. В задачу батальона и входило, помимо
пограничной и таможенной службы, "наблюдение" за местным людом, многие из которых еще недавно были христианами.
Многие из албанцев годами-десятилетиями воевали с османами. И вполне понятно их отношение к ренегатами ( ну, в их понимании) -
дружбы там было мало. В 1787 г. перед очередной "зарубой" с турками производилось выселение крымских татар из прибрежных селений
во внутренние районы полуострова, в том числе и в Коуш и Стилю. Думаю, это был весьма болезненный процесс для татар и немногие
из них вернулись обратно.
В 1820-30 гг. новое большое прибытие уже материковых греков, и им отводили земли внутри полуострова. Так чисто греческим
стала земля вокруг Лак, частично греческим стал и Нижний Керменчик. Самонозвание у них было "понтийцы". Тоже не все было
легко между новоприбывшими и "бывшими" греками. Эта тема почти ни когда не подымалась в историографии Крыма.
Междоусобные разборки греков и татар в 1918 и события 1941-44-х гг. имеют давние корни.
2. "Готский вопрос". Известная поговорка "Без бутылки не разберешься" в данном случае будет маловата, речь идет о ящиках с водкой ))
Этому вопросу уже без малого 150 лет. Временами он политизировался до абсурда, причем со всех сторон.
Готы были в Крыму ? - Были !! Значит это истино арийская земля. Гены готов есть в крови крымских татар ? Есть, пусть и на грани
статистической погрешности. Значит татар можно пользовать легитимно. Эта хрень с той стороны.
Проект Готенгау. Крым предполагалось переименовать в Готенланд, Симферополь в Готсбург, Севастополь в Теодорихсхафен.
Заселить планировалось немцами из Южного Тироля. Немного оставить татар.
Проект этот был только на бумаге и в пропаганде, времени не хватило ?
В канву "Готского вопроса" ложатся и мифические экспедиции Барченко и «Аненербе»
После окончания ВОВ "Готский вопрос" в истории Крыма был жестко табуирован. Какие готы ? Только классово близкие славяне, ну или
безликие скифо-сарматы !! Эта уже хрень от нас.
Жестко ломались и судьбы и научные карьеры. Даже с снижением запрета на публикации по готскому вопосу к 1970-м годам , эта
тема была невостребованная. Известные археологи по Крымской тематике - А. Якобсон, П.Шульц, Е.Вейнмар, О.Домбровский до конца
жизни упорно "петляли" от этого вопроса.
Показательна научная судьба раннего и яркого Игоря Пиоро .
Уже во время учебы в университете принимал активное участие в Ольвийской и Крымской экспедициях Института археологии. В 1968 г.
работал в первой международной археологической экспедиции «Одры-68», организованной Лодзинским университетом и союзом польских
студентов на Гданьском Поморье в Польше, где вместе с молодыми польскими, немецкими, датскими, шведскими и норвежскими археологами
под руководством доктора Ежи Кмецинского участвовал в исследованиях могильников первых веков нашей эры в Одрах и Вензерах.
...
В силу того, что многие выводы исследователя не вписывались в концепцию этнической истории раннесредневекового Крыма, принятого в
научной среде в тот момент, его диссертационное исследование не было принято к защите, даже несмотря на поддержку Е.В. Веймарна и
В.В. Кропоткина. Его работа несвоевременно пыталась разрушить поствоенные убеждения в полном игнорировании германских элементов в
истории Крыма, в которой он открыто упрекал коллег в желании искать и находить везде славян.
Игорь Станиславович больше не работал в Крыму. Его профилем стали скифские курганы на Украине.
И только уже в 1990 г. на личные деньги он издал книгу «Крымская Готия»
(Очерки этнической истории населения Крыма в позднеримский период и раннее средневековье)
Книга была урезанным вариантом его диссертационного исследования. К тому моменту она устарела, но все равно стала знаковой.
P.S. Многие моменты крымской истории так и имеют неоднозначную трактовку. Думаю, это еще надолго.
Старых фотографий Шелковичного в сети достаточно. Но все они какие-то "семейно-бытовые" и не имеют визуальных маркеров для
точной локации места съемки.Только это фото из ВК-Качинская долина.Команда из Верхоречья прибыла на товарищеский матч в Шелковичное.
Конец 1950-х гг.
- Конец 1950-х гг.jpg (102.73 КБ) Просмотров: 510