Павел 0505 писал(а):
В одних источниках басма-ступень, в других басамак-ступень. Басамах-хая, помнишь, да? Идентичная форма скал с Басманом.
Имя: Дмитрий
|
Басман. Место, куда нельзя ступать.Павел 0505 писал(а): В одних источниках басма-ступень, в других басамак-ступень. Басамах-хая, помнишь, да? Идентичная форма скал с Басманом. В лесу прямых дорог не бывает.
|
|||
|
Имя: Юрий
|
Басман. Место, куда нельзя ступать.Dmitrii-Mishor писал(а): Лично мне отвратительно спалось из-за того, что по обоюдному согласию мы втащили еду внутрь палатки. Мол - от лис. Да лучше бы всю еду лисы утащили. Потому что почти всю ночь, помня свои северные экспириенсы, прислушивался, как бы палатку Dmitrii-Mishor писал(а): Ну нарзан - он и есть нарзан. Нар тсане - вода богатырей. Dmitrii-Mishor писал(а): Привет Жукам! Скажи мне, чей Крым, и я скажу кто ты... (с) vk
Канал Кошары и Лошары про наши похождения: Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку |
|||
|
Имя: Андрей
|
Басман. Место, куда нельзя ступать.Dmitrii-Mishor писал(а): Поляна на т/с Кермен такая, что можно запросто всесоюзный туристический слет организовать: Dmitrii-Mishor писал(а): Dvoryannikov писал(а): Есть такой небольшой лайфхак (моя оплошность забыл поделиться ): - не защищенная и ароматная еда складывается в один большой пакет и подвязывается к высокой ветке на дереве. Благо деревьев на стоянке было в достатке. Метод рабочий. |
|||
|
Имя: Юрий
|
Басман. Место, куда нельзя ступать.Ой, ладно, уговорили...
Скажи мне, чей Крым, и я скажу кто ты... (с) vk
Канал Кошары и Лошары про наши похождения: Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку |
|||
|
Имя: Павел
|
Басман. Место, куда нельзя ступать.Dmitrii-Mishor писал(а): Точно! Про Басамах я и забыл, на Демирджи(пишу через И, а не Е). Басамах как ступень, три пояса скал. Три ступеньки на пути к Диплису. Смотрю палатка новая, белая. Натурхайк. Попросторней будет, чем предыдущая однушка с одной дугой. А как поживает Ксена, трешка от Терра Инкогнита? |
|||
|
Имя: Дмитрий
|
Басман. Место, куда нельзя ступать.Павел 0505 писал(а): Это двушка, причём просторная двушка. Павел 0505 писал(а): Она ещё целая, но я с ней хожу только с детьми. В лесу прямых дорог не бывает.
|
|||
|
Имя: Дмитрий
|
Басман. Место, куда нельзя ступать.Dvoryannikov писал(а): Юра, где звезды? Добавлено спустя 38 минут 52 секунды: Мы оказываемся словно на гребне волны. Я еще не дошел до кромки, остановившись и сняв рюкзак фотографирую на запад. Слева вдали горы Бойкинского массива, Куш-кая, Караул-кая, Сотира и сама Бойка. Справа под нами лесистая горочка Басма, мы ночевали рядом с ней. Уставший от подъема рюкзак отдыхает с красивыми видами. Пологий западный склон хребта обрывается на восток крутыми обрывами, здесь они еще не высоки, но это не мешает нам видеть почти всю территорию нацпарка. Здесь вспоминаются слова Игоря Белянского, когда он сидя на вершине рассматривал перспективы будущих походов. Это именно то место, где глядя на окрестности можно строить планы на предстоящие вылазки. Чего здесь только нет. Вот слева горочка Анкита, за ней седловина перевала Кучералы-богаз , а перед ним есть проход в долину ручья Чуюн-илга,в виде заброшенной дороги идущей от Качи к Бешуйским копям. Хребты Цальский, Бешуйский, он же Длинный шпиль. Долина реки Кача, Алабачевский гребень, хребет Синаб-даг с вершинами Черная, большая и малая Чучель, Берилан-кош. Внизу под нами невидимая Донга, ее правым бортом служит хребет Тымер-бек, в современных картах правда буква ы потерялась, и ее заменили на и. Бабуган-яйла, с ее высочайшими вершинами, а дальше всех Чатыр-даг, куда же без него. Сколько всего пройдено, и сколько предстоит пройти. Встречаем окошко в скалах. Следом разрыв в скалах с крутым кулуаром. Спуск по кулуару невозможен, так как он обрывается скальной ступенью, зато отличные виды со скалами на переднем плане. Взгляд назад на пройденный путь, условно мы на Басманском хребте, хотя сам хребет названия не имеет. Вскоре мы придем к спуску под скалы, к Басманским пещерам, а пока наслаждаемся видами, на краю пропасти. Продолжение... В лесу прямых дорог не бывает.
|
|||
|
Имя: Андрей
|
Басман. Место, куда нельзя ступать.Dmitrii-Mishor писал(а): Дима, пока ты еще не умчался вперед , добавлю и я несколько фоток по этой части маршрута. Утро второго дня. Завтрак. Судя по фото, команда в бодром расположении духа: За этим столом можно легко усадить человек двенадцать. А то и больше. А ведь на стоянке есть и еще один стол. Водоем у стоянки Кермен. Даже у немного обмелевшего озера размеры впечатляющие. Зеркало воды чуть прихватило ледком: У Юры взгляд бывалого охотника. В голове небось крутится: "Эх, сюда бы мое ружьишко. Да под утро в засаду, на уточку...": На подъеме. Даже в сравнении с таким красочным фоном Настин наряд выглядит значительно ярче : Вдали 4-мя зубчиками ощетинился Бойкинский массив - справа налево Бойка, Сотира, Караул-Кая и Куш-Кая. Мы на кромке. Можно чуток расслабиться: Движение явно замедляется. Глаза разбегаются в разные стороны. Панорамы на 360 градусов и видимость отличная: Обозреваем пройденный путь: Слева в деревьях видны черепичные крыши кордона Кермен, Или мне кажется, или прямо по курсу, вдали за хребтиком, едва просматривается темная полоска Загорского водохранилища. Продолжение следует... |
|||
|
Имя: Дмитрий
|
Басман. Место, куда нельзя ступать.Прежде чем мы спустимся к подножию Басманских скал, наверное будет правильно рассказать о истории этой горы, ее легенду, и о исследованиях Басманских пещер.
Поэтому этот пост будет состоять почти из одних букаф Я упоминал в походе, что для знакомства с пещерами Басмана нужен полноценный день, без каких либо переходов, что бы все осмыслить, прожевать. Мы же пробежали все, или почти все за максимально короткий срок. Один из первых мысов Басманского хребта возвышается над окружающей местностью, с него хороший круговой обзор. и это крайний форпост с северо-запада, там, где под скалы спускается тропа к пещерам. А в пещерах раньше жили люди, и местность над ними была огорожена бутовой стеной, защищавшей людей от враждебно настроенных гостей. Стало быть и наблюдатели-стражники имели место быть, и возможно вот так же, как Андрей на этом фото, вглядывались вдаль зорким взглядом... Итак, как появились пещеры Басмана. В наше время далеко внизу течет речушка Донга, до нее по вертикали несколько сотен метров, но исследователи установили, что в давние времена подножие Басманских скал омывали воды реки. ...Склон Басмана, обращенный на восток к долине реки Донги, увенчан почти стометровой стеной известняков, в которой зияют входы-поноры. В настоящий момент здесь известно 8 пещер и одна шахта. Около миллиона лет назад русло Донги находилось как раз на уровне известняковой «шапки» Басмана. Часть стока реки поглощалась в левобережных понорах, в результате чего образовались карстовые полости, впоследствии, когда река врезалась в податливые сланцы и песчаники, превратившиеся в реликтовые пещеры. В средние века они использовались для жилья. Предполагают, что аборигены – обитатели плодородных долин ушли в горные районы, малоподходящие для жизни, но зато труднодоступные для врагов, не по своей воле. Возможно, это вынужденное переселение было связано с началом конфронтации между Византией и Хазарским каганатом в юго-западном Крым в конце VIII века. Переселенцам пришлось изменить свой уклад, превратившись из земледельцев в скотоводов, на что указывает большое количество костей овец, коз и коров, найденных в пещерах. Позже, когда ситуация на полуострове изменилась в лучшую сторону, их потомки оставили укреплённое поселение, переместившись со своими семьями и хозяйством на юго-западные склоны хребта и в долину реки Каспаны. Но они еще долго сохраняли память о горном убежище, которое превратилось в родовую и религиозную святыню. В 1962 году археологи выявили в пещерах Басмана выровненные полы, остатки подпорных стен, подтески сводов, гнезда для балок перекрытий и навесов. В обрыве между ними есть высеченные в стене гнезда и выступы, следы деревянных висячих лестниц, которые соединяли пещеры разных ярусов и выходили на вершину хребта, где находилась сложенная из необработанных каменных глыб стена в форме подковы. Ее высота не превышала человеческого роста при толщине до 2 м. Она огораживала площадку 80 на 50 м . Пространство, окруженное стеной, не имеет культурного слоя, однако, учитывая связь укрепления с пещерами, можно предположить, что они существовали в одно и тоже время, т.е. с конца VIII по Х вв. Судя по всему, Басманский исар служил временным убежищем, защищавшим проход к жилым пещерам, и одновременно загоном для скота – главного богатства обитателей поселения. Самая большая и интересная с археологической точки зрения пещера комплекса Басман-5 представляет собой наклонный зал, площадью 250 метров, переходящий в дальней части в узкий лаз. Вход в пещеру представляет собой арку, похожую на раковину для большого оркестра, высотой 5 и шириной 14 метров, от которой открывается чудесный вид на Бабуганский массив, горы Чучель, Чёрную, Роман-Кош, хребты Внутренней гряды. Он разделен надвое огромной натечной колонной, за которой пол резко понижается и ступенями круто уходит вглубь массива на 62 метра. Куполообразный свод пещеры поднимается над головой почти на два десятка метров. Даже в середине лета здесь царит прохлада. Температура у входа в пещеру редко поднимается выше 12 градусов, тогда как в дальней части она еще ниже. Зал пещеры хорошо освещен естественным светом. В ее глубине некогда находился естественный водоем, емкостью около 150 кубических метров. В ходе раскопок в привходовой части грота были открыты остатки миниатюрного храма-часовни, размерами 3,2х1,6 м, гармонично вписанного в пещерный ландшафт. Его северо-западная и юго-восточная стены примыкали соответственно к стене пещеры и к натечной колонне, разделившей надвое вход в нее. Храм таким образом оказался как бы зажат между ними. Его стены были сложены из местного бута на известковом растворе, пол выстлан плитами песчаника, а кровля сделана из каменной черепицы. В апсиде находилось окно с полукруглой аркой из блоков привозного мшанкового известняка. Такое же аркой был перекрыт вход в помещение В завале поблизости от него обнаружена стела с двускатной кровлей, на лицевой стороне которой изображение креста в двойном круге. Помещенная на ней надпись прочитана следующим образом: «Почил раб Божий [Ио]анн, пресвитер Херсакии». Дата отсутствует, поэтому памятник датируют лишь приблизительно широкими временными рамками с X по XIII вв. Под Херсакией могла пониматься область, непосредственно подчиненная Херсону, так называемые «Климаты». К зданию часовни примыкали три гробницы с неоднократными подзахоронениями. В них найдены останки 18 мужчин, женщин и детей. Храм был построен на месте жилой постройки, спустя некоторое время после того, как она была покинута в X веке, и просуществовал до рубежа XIV-XV веков, когда погиб в результате землетрясения. Не обошлось и без человеческих жертв: в глубине пещеры был обнаружен костяк человека, раздавленного рухнувшей на него глыбой. После этого трагического события культовый комплекс прекратил существование и был полностью заброшен… Захоронения в пещере Басман-5 могли принадлежать владельцам замка Кермен-Кая, занимавшего северный отрог Басманского хребта, что высится над ущельем ручья Хури. От основной части плато утес, где находилось укрепление, отгораживала стена, состоявшая из двух куртин: западной, длиной 13 метров, и восточной, длиной 68 метров. На их стыке была возведена внушительная четырехугольная башня, реконструируемой высотой около 10 метров. В ней располагались въездные ворота, к которым с запада вела дорога. Еще одна, меньшая по размерам башня, замыкала южный фланг обороны. Рядом с ней прямо над скальным обрывом сохранились следы калитки для вылазок – потерны. Общие размеры укрепления 85 на 30 метров. По мнению О.И. Домбровского, руководившего в 1962 году работами по зачистке остатков стен и башен крепости, она возникла в XI-XII вв. и существовала вплоть до турецкого завоевания Таврики. В.Л. Мыц полагает, что укрепление было разрушено монголами во второй половине XIII в. и более не восстанавливалось. Иванов,Домбровский,Дублянский. 1963 г. © Источник: Княжество Феодоро Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку Не обошли стороной Басман и легенды, и что примечательно, золотая колыбель, о которой идет сказ в легенде, встречается и в других легендах Крыма, например в легенде о горе Бойка. Легенда-это часть правды, или вымысел, поэтому я помещу ее под спойлер, что бы с ней могли ознакомится по желанию. Легенда о спрятанной колыбели в какой–то степени отражает борьбу коренного населения Крыма с пришлыми захватчиками–генуэзцами. Можно полагать, что под именем «горского княжества» в легенде выведено княжество Феодоро, которое в средневековое время занимало юго–западную часть горного Крыма; население княжества состояло главным образом из потомков древних обитателей полуострова. Легенды о Золотой колыбели были очень распространены в Крыму. Гора Басман (от тюрк. «басамак» – «ступенька»), высота 1176 м, находится в пределах Крымского заповедника с северо–западной стороны Главной гряды. В отвесных обрывах горы Басман зияют темные отверстия пещер. Такие же пещеры, встречающиеся и в других местах Крыма, породили среди местного населения множество легенд о сокровищах, якобы укрытых в них и охраняемых заклятиями от похищения. Биюк–Узенбаш – ныне село Счастливое. Такая вот богатая историей частичка крымской природы, к которой хочется возвращаться снова и снова. Мы спускаемся по слабо натоптанной тропке под скалы, в поисках загадочных пещер и новых приключений... Продолжение... В лесу прямых дорог не бывает.
|
|||
|
Имя: Павел
|
Басман. Место, куда нельзя ступать.Dmitrii-Mishor писал(а): Интересно. Ходил по пещерам один раз, надеюсь будет фото знаменитого плюща, у пещерки. Теперь вот чувствую, что нужно еще заглянуть и обязательно, выделить целый день для осмотра, никуда не спешить. А лучше и заночевать в одной из. Там раньше отшельники жили. Как из песни "Мазали овсяной кашей гроты Мангупа", а здесь пещеры Басмана. Есть такая версия на глобальный исторический процесс, на фактах конечно. Версия исследователя Александра Таманского и Йордана Табова. О том, что Константинополь, делили две крупнейшие торговые фракции. Арабы мореходы и греки, запустившие первую торговлю на севере Средиземного моря. У арабов семитов, центр их концентрации(товаров и услуг) был изначально Карфаген, у греков Византий(Константинополь), но город, находящийся на пересечении множества торговых путей, привлек внимание арабов. У Макиавелли есть упоминание об этом. "Они(арабы), понимая что им не удержать город и рынки(под арабами, конкретно понимали не общность людей или нацию, а верхушку, могущественный клан или группу семей, поднявшихся на торговле). Всем двором переселились в Константинополь, основав здесь свою базу и рынки сбыта" Конст. это торговые пути из Европы в Азию, не основав здесь свой двор, равносильно проиграть конкуренцию грекам. Т.е Макиавелли признает, что город был поделен между торговыми факториями. Выход на Таврику, первоначально осущ. греки и Феодоро(Дорос) и Херсонес это были их фактории. Но греки, основав Византий, проиграли конкуренцию пришлым арабам. Почему? Возможно дело в построении религии. У греков была сложная система Пантеона. Им приходилось для наладки отношений с народами в торговле, принимать обычаи сторон. Семиты с юга ввели единобожие. Упростив процесс. Что там произошло далее, вопрос исследования, но в середине 15-века, греки, покидают свой же город. В истории эти события, назовут "Захват турками К." Понятно, ни какие турки город не захватывали(тем более, как нам бают кочевники-огузы). А вот борьба общин внутри города, поспособствовала изгнанию одной из групп. Ну представьте себе большую разборку на рынке. На большом "Чиркезоне". Арабы утвердились в городе как единая сила. Скорее арабы, османы, как их было самоназвание, трудно сказать. Представляли собой спайку нескольких семей, законодателей, по примеру индийских брахманов, т.е высшую касту творящие закон. Организаторы и хранители веры, религии. Так появился Коран, как закон, конституция новой империи с центром в Константинополе. Коран не появился в песчанной Аравии, среди кочевников. Любой закон это прерогатива большого государства, городов и инфраструктуры. "Воистину, в сотворении небес и земли, в КОРАБЛЯХ, огромных как горы, которые плывут по морю, с тем, что бы приносить пользу людям" Коран. Корабли это порты, дороги, инфраструктура. Это Константинополь, но не как не выжженная пустыня Аравии. Следовательно и реальный законодатель, пророк, жил тоже в Константинополе. Мехмед Фатих, Магомед, Махобет, завоеватель. А их переселение(родов) из Карфагена в малую Азию, это и есть реальная и подлинная Хиджра. А что кочевники Аравии? А для кочевников не нужен письменный закон, они живут наследием предков, не зная письменности. Доверяя силам природы. До 19 века, везде, в Европе и России, Коран называли законом турецким. А кто ж тогда такие турки? Турок производно он немецкого "дверь", да все го лишь. Тюр-дверь, так западные римляне(Свящ Рим империи), называли тех, кто жил в Конст. т.е в дверях, между востоком и западом. Сами Османы так себя не называли. Турки станут турками, только сто лет назад, при Ататюрке. Вот такой казус. Но потеряв город, одна их групп, разве смирилась с этим. Папский двор из К. переезжает в Сиену, Италику. Новая база для флота в Венеции. Вторая в Генуе! Кстати символ, герб города Сиены как вы думаете какой? Волчица, кормящая двух младенцев. Да, волчица это герб Сиены, второй(после К), папской столице. И уж когда двор обоснуется в Риме, тогда и герб с Волчицей перетянут за собой. А нам говорят Рим древний. Итальянский Рим, это Рим второй, а К. первый. Папа Пий X-й, в миру ЭНЕЙ Сильвио Пикколомини, всю жизнь посвятил возврату Константинополя, собирая силы вернуться. Но арабы были сильны. Ни эти ли события, легли в основу Иллиады Гомера, как коллектива авторов 15-века. Гибель Трои, Потеря Трои, Константинополя и троянец Эней, возродивший новый город, на другом месте. Но город все же вернут. 1572 год, ряд поражений на море(при Лепанто) и на суше и осада Константинополя Западной коалицией(Крестовый поход), приведет к смене династии. Семитов-Арабов, сменят на огузов-кочевников, выродившихся при прежней власти, в устойчивое воинское сословие, на службе у Законодателей. Так закончится период "Великолепного века", а генуэзцы вновь прорвутся в Черное море. Наводя свои жестокие порядки и усовершенствуя невольничьи рынки. А пещеры Басмана, вновь приобретут актуальность, как убежища от варваров с моря и степи! |
|||
|
Вернуться в Крым нашими глазами. Походы и экскурсии
Сейчас этот форум просматривают: Вадим и гости: 2