Репортаж из-под земли: под Ай-Петри прокладывают тоннель для водоснабжения ЯлтыРабочим осталось пробурить километр горной породы.Уникальная стройка кипит на глубине тысячи метров под Ай-Петри. Здесь уже третий год рабочие, не останавливаясь ни на день, бурят тоннель, по которому из Бахчисарайского района будет поступать питьевая вода на Южный берег Крыма. Корреспондент ForPost, прокатившись на электропоезде по узкоколейке 4,5 км внутрь гор, разобралась в тонкостях производимых работ.
Ялтинское метроИнформация о том, что под крымскими горами в Ялту проложено метро, с давних времён будоражит умы падких на сенсации туристов. Масла в огонь любопытства подливает красная буква «М», украшающая вход-портал на кустистом склоне неподалёку от села Счастливое Бахчисарайского района. Куда ведёт проход и можно ли по нему пройти — любители острых ощущений теряются в догадках, пересказывая друг другу истории о якобы успешном прохождении тоннеля, который выводит чуть ли не к автовокзалу в Ялте.
Впрочем, особой мистики в буквах и порталах нет. Здесь расположен северный вход в тоннельный водовод, по которому вода из Счастливенского водохранилища самотёком поступает в квартиры ялтинцев и окрестные посёлки. «М» оставили на память метростроевцы, которые возвели это сооружение в 1960-е годы.
Километры за спинойЗа неполных три года подрядчик ООО «ПРиСС» из Санкт-Петербурга построил уже 4530 метров новенького тоннельного водовода, двигаясь параллельно старому. Ещё впереди — чуть больше тысячи метров горной породы, рассказал ForPost главный инженер ООО «ТоннельГеоСтрой», замгендиректора «ПРиСС» Андрей Булыгин.
«Тоннель выполнен на 84 процента. Осталось залить бетонный лоток, сделать всю электрику и соединить существующий водовод с нашим тоннелем», — поделился перспективой собеседник.
Несмотря на то, что стройка идёт по графику, работать под Ай-Петри не просто, признался маркшейдер. Ведь над техникой и людьми возвышается почти целый километр горной породы.
«Ещё сложность заключается в водоносных горизонтах, которых здесь очень много, и в скалистых и глинистых грунтах», — добавил Булыгин.
Несмотря на трудные условия, рабочие двигаются вперёд быстрее своих предшественников полвека назад благодаря современной технике. По словам собеседника, метростроевцы расчищали себе путь, взрывая породу и разбуривая её отбойными молотками.
Стройплощадка гидротоннеля под Счастливым.Сейчас за людей трудится машина. В толщу породы вгрызается так называемый микротоннельный щит, который сначала выбирает лишний грунт, а потом на освободившееся место устанавливает железобетонные кольца, из которых и состоит строящийся объект.
«Постоянно идёт проходка и выборка породы, а также установка тюбинговых колец. Это убыстряет время проходки, улучшает безопасность работ и увеличивает надёжность в последующем», — уточнил Булыгин.
К слову, что касается безопасности, то произошедшее в начале февраля в Турции и Сирии землетрясение рабочие под Ай-Петри не заметили. По заверению представителя подрядчика, проект рассчитан на сейсмоактивность до 9 баллов.
На глубине тысячи метровНа стройплощадке, развернувшейся неподалёку от Счастливого, почти никого из рабочих нет. Оказывается, что все ушли вглубь горы вслед за тоннельно-проходческим щитом. Вернее, не ушли, а уехали — на миниатюрном электропоезде, пассажирский вагон которого Андрей Булыгин любезно предоставляет в распоряжение журналистов.
После короткой подготовки состав подают на «перрон». Наша поездка сочетает приятное с полезными: впереди оранжевого локомотива идут пустые вагонетки — их заполнят выбранной щитом глиной и вывезут наружу, а также платформы с железобетонными полусферами колец, которыми выкладывают стенки тоннеля.
На поезде — в Ялту.Поезд трогается без всяких звуковых сигналов. Незаметно дневной свет суживается до белого пятна вдали. На скорости около 10 км/час катимся всё дальше и дальше по наклонной галерее в сторону Ялты.
Вагон внутри никак не освещён, но в тоннеле на равном расстоянии установлены электрические лампы. Впрочем, смотреть особо не на что, да и виды за окнами не отличаются разнообразием: вдоль стены параллельно рельсам тянется решётчатый мостик для пешеходов, а под потолком — труба вентиляции. Остальные «красоты» пейзажа растворяются в темноте.
Полчаса спустя, 4,5 километра пути оказываются позади и наш состав тормозит на «конечной» — у тоннельно-проходческого щита. До ялтинского микрорайона Васильевка отсюда около километра.
Так выглядит основная «рабочая» часть щита.Полностью репортаж можно посмотреть здесь
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку