Добавления про Ай-Николу из сторонних источников. Исторические факты.Гора Ай-Никола – святой Николай покровитель мореходов
Тропинка к вершине Ай-Николы начинается на верхнем шоссе Ялта-Семеиз от белой беседки с колонами. В 50-е годы прошлого века, отдыхая в санатории «Нижняя Ореанда», по этой тропинке не раз поднимался академик И.В. Курчатов. С некоторых пор тропу называют Курчатовской. На скале укреплена памятная доска с его барельефом и словами ученого: «Горные прогулки — это вдохновение для творческой работы, которое я всегда испытывал, поднимаясь к вершине Ай-Николы»
Куполообразная гора покрыта крымской сосной, можжевельником, земляничником мелкоплодным, грабинником, кизилом, пушистым и скальным дубом, кленом полевым, калиной, берекой; в подлеске — вечозеленые кустарники иглицы и жасмина. Она возвышается над южнобережной округой, богатой археологическими памятниками: на востоке — это таврский могильник с каменными ящиками, укрепление Ореанда на Крествой скале, часовня и могильник у подножия Ай-Николы, с запада — монастырь Хачла-Каясы (Негач).
Гора носит специфическое христианское название: Ай-Никола — святой Николай, покровитель мореходов и странников в греко-византийском пантеоне святых.
В геологическом строении Ай-Никола – отторженец, скала отвалилась от основания Главной гряды и за длительное время «съехала» по южнобережному склону ближе к Черному морю. Северный склон горы полог и лесист, а южнобережный представляет собой крутую (до 80 градусов) скалистую стену с цепляющимися за нее одинокими деревьями.
Чувство недосягаемой и недоступной сладости открытий и приключений влечет к утесам и граням Ай-Николы. Ай-Никола отвесной стеной, как магическим зеркалом-маяком, отражая и вбирая мировую историю, вьется узорами трещин, рубцами и ссадинами скал. И вот она — благодать земная: в горстях скал замер уголок Рая с древней каменной кладкой и с доисторическим вечнозеленым земляничником, самым старым в Крыму, самым почтенным и могучим. Десять больших и малых ветвей, каждая просто самостоятельное дерево, отходят от мощного и кряжистого, четырехметрового в обхвате ствола. Этому дереву больше тысячи лет, но оно прекрасно растет и плодоносит в крымском южнобережном горном раю. Находится укромное урочище на западной стороне Ай-Николы, на высоте 320 метров.
Википедия
Ай-Нико́ла (укр. Ай-Нікола, крымскотат. Ay Nikola, Ай Никола) — куполообразная гора-отторженец, юго-восточный отрог горы Могаби у западной окраины Ореанды. Сложена из верхнеюрских известняков. Высота — около 400 метров над уровнем моря. Как и у большинства отторженцев, северный склон Ай-Николы лесистый и пологий, а южный представляет собой крутую (до 70-80°) скалистую стену с цепляющимися за неё редкими растениями. Название в переводе с греческого означает Святой Николай.
Ай-Никола покрыта густым смешанным лесом. Здесь встречается сосна крымская, грабинник, кизил, дуб пушистый и скальный, клен полевой, пираканта красная, можжевельник высокий. На Ай-Николе находится одна из крупнейших крымских популяций земляничника мелкоплодного (около 350 взрослых плодоносящих деревьев и немало подроста). На западном «плече» отторженца на высоте 320 метров растет один из старейших земляничников Южнобережья: экземпляр с 4-х метровым стволом, от которого отходят десять больших и малых ветвей, каждая из которых по виду самостоятельное дерево. Дереву более 1000 лет.
Гора Ай-Никола — памятник природы с 1969 года (1973 года в составе Ялтинского государственного заповедника). На вершину горы Ай-Никола ведет прогулочная тропа, проложенная в 50-х годах XX века выдающимся советским физиком-ядерщиком Игорем Васильевичем Курчатовым, который часто отдыхал в санатории «Нижняя Ореанда». Тропа Курчатова начинается у подножия Ай-Николы неподалеку от ротонды, украшающей старое Севастопольское шоссе, и ведет на вершину горы.
В 2006 году у подножия горы Ай-Никола был построен храм Святого Архистратига Михаила
================================ ===============================Языческое святилище
Неподалеку от поселка Ореанда находится гора Ай-Никола (греч. «Святой Николай») с таврским могильником у основания и святилищем в пещере, где проводились человеческие жертвоприношения.
В 50-е годы прошлого столетия зимой по этой горе ходил местный парень-скалолаз. В снегу он заметил небольшую проталину, вывернул из земли несколько расшатанных камней — открылся темный лаз-пещера, он начал спускаться в черном тесном вертикальном колодце. Пещерный ход, извилистый и узкий, кое-где перекрывали скальные блоки, смещенные по-видимому землетрясением...Фрагменты керамики, глиняные обломки на дне колодца. Протиснувшись сквозь очередной узкий лаз, свет фонаря осветил человеческий скелет, лежащий на каменном уступе.
Исследования во вновь открытой пещере произвел археолог В.Л.Мыц (статья В. Л. Мыц. «Позднеантичный пещерный некрополь на г. Ай-Никола»).
Он определил, что скелет девушки относится ко времени тавров и скорее всего она была гречанкой. Девушка была принесена в жертву богине тавров — Деве.
Древняя тропа
Вход в пещеру, где было святилище
«К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья;
Здесь успокоена была
Вражда свирепой Эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось.»
А.С. Пушкин
Над южными обрывами Ай-Николы прослеживаются остатки древних каменных ступеней, что позволяет высказать предположение о наличии на этом месте храма богини Деве, главной богини Тавров
Римский поэт Овидий в конце I в. до н.э. был сослан на западный берег Черного моря, откуда писал стихотворные письма на Родину, позже получившие названия «Письма с Понта». В одном из них Овидий описал встречу со стариком, родившимся в Таврике, который рассказал поэту следующее:
«Там и по нынешний день есть храм, и четырежды десять
К мощным колоннам его в гору ступеней ведут.
Здесь, повествует молва, небесный кумир находился;
Цело подножье его, хоть и пустое, стоит
Камень алтарный, что был по природе своей белоснежным,
Красным от крови людей сделался, цвет изменив.
Женщина правит обряд, не знавшая факелов брачных;
Выше скифских подруг знатностью рода она.
Нашими предками был такой установлен обычай:
Должен каждый пришелец пасть под девичьим ножом.»
перевод З. Морозкиной"
Легенда
Храм богини Девы, где Ифигения была жрицей (и об этом имеется легенда), мог находиться, как считают ученые, в таких местах Крыма: мыс Фиолент, мыс Ай -Тодор, горы Айя и Аю-Даг. А может, где-нибудь здесь, на Ай-Николе, скрыты описанные в легенде остатки дворца с сорока мраморными колоннами, где тавры поклонялись своему Божеству?
Тавры жестоко относились к чужестранцам, попадавшим на их землю. Они отрубали им головы, принося в жертву своей богине Деве.
В поисках пристанища небольшой греческий корабль причалил к берегу и моментально был окружен маленькими лодками, вылетевшими из закоулков скалистого мыса. С громкими воинствующими возгласами бородатые тавры с железными мечами, пошли на абордаж, уставшие, голодные, измотанные штормом греки не смогли отразить нападение, экипаж и пассажиры были захвачены в плен.
Связанными их привели в великолепный храм с мраморными колоннами на вершине горы у моря.. Каждого пленника подводили к царю и он лениво указывал рукой на алтарь, где им отрубали головы.
Длинная очередь смертников подходила к стройной красавице в белой тунике с драгоценной диадемой на голове, величественной и божественной. Это она помогала собратьям в отражении атаки варваров, находясь у мачты. Это ее красотой был заворожен сын царя, молодой смуглый тавр, едва не пропустивший удар меча. Совсем близко девушка увидела его горящие и уже любившие ее глаза. Он был враг, но она впервые в жизни почувствовала и обрела Любовь.
Юноша бросился к жрице, служительнице храма, прося о спасении девушки. Служительница храма обратилась к царю, но тот отказался нарушить обет. Тогда юноша бросился к отцу, прося отдать ему эту девушку. Царь вынужден был согласиться. Они прожили вместе всего 10 дней: счастливых, радостных и любовных.
Через 10 дней тавра смертельно ранили у Бараньего Лба (кстати, это древнее название Мыса Ай - Тодор).Это был старший и любимый сын царя, его приемник, который давно фактически стал вождем тавров.
Разгневался царь, увидев девушку, сочтя, что именно она повинна в трагедии: ей не отрубили голову, нарушив обет, чем разгневали Богиню. Приказал схватить девушку, но умирающий сын начал просить о пощаде для нее. Царь дал согласие, но воинам тихо приказал отвести девушку в пещеру, привязать к алтарю, закрыть вход: "Если сын останется жив, то он сам освободит ее, а если он умрет, то девушка умрет вместе с ним". Счастливая она лежала на алтаре Смерти: если любимый останется жив, то и она будет спасена, но если он умрет, она умрет вместе с ним, жить без него она уже не могла и не хотела. Десять дней и ночей, обливаясь горючими слезами девушка молила о спасении жизни возлюбленного, прося Аида взять взамен ее жизнь.
Один за другим гасли светильники в пещере, как дни их любви.
Прошло 10 дней -умирает юноша, в этот момент умерла и девушка.
Могилы их оказались рядом - пещера была на вершине Ай - Николы, а каменный таврский ящик, куда захоронили юношу, у подножия горы .Останки не этой ли жрицы были обнаружены в пещере?
(
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
)
Скалолазный маршрут
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
Зачастую, твоё счастье - это несчастье других.