На обратном пути из Севанаванка познакомились с таксистом и договорились, что он повозит нас по близлежащим достопримечательностям. На самом деле Геворк не таксист, а учитель физкультуры в местном колледже, подрабатывает таким образом.
Следующая наша поездка была в город Дилижан (кто не слышал этого названия!) и его окрестности. Находится Дилижан в соседней Тавушской области, и раньше с побережья туду вела дорога через горный перевал, не особо удобная и лавиноопасная. А не так давно было закончено строительство тоннеля Севан-Дилижан, и теперь путь стал в несколько раз короче. Длина тоннеля - 2257 км, и выехав из него с другой стороны, мы будто попали в другой мир: "лысые" горы севанского побережья сменились на зелёные, поросшие деревьями и кустарниками, а в деревнях, которые проезжали, мы - представьте себе - увидели палисадники с цветами
Здесь много гостиниц и гостевых домов, чистый и какой-то очень вкусный воздух, нам захотелось приехать и пожить здесь хотя бы дня три.
Но сначала мы заезжаем в очень красивую небольшую долину между горами, где расположился монастырь Агарцин. В отличие от прочих монастырей, которые являются таковыми только по названию, Агарцин в скором времени станет настоящим монастырём, здесь уже начали строить жилые помещения для монахов.
В отличие от Севанаванка, построенного их чёрного базальта, здешние строения сложены из светлого туфа, и поэтому выглядят не так мрачно. Вообще, место очень уютное, светлое и очень туристическое
Монастырь на этом месте существует с 11-го века, но был разрушен турками-сельджуками и заново отстроен в 12-13 веках. Комплекс состоит из нескольких церквей, трапезной (действующей), остатков гавита (нечто вроде нашего притвора) и здания библиотеки. Здесь же расположена усыпальница двух князей Багратуни из династии Багратидов (в Грузии - Багратионы), под чьей властью возрождалась Армения и армянские монастыри.
Внутри все церкви имеют один и тот же вид: голые каменные стены, иногда с резьбой, несколько изображений (в армянской церкви нет икон и иконопочитания), подсвечник - песок, залитый водой, свечи горят над водой, очень красиво (и безопасно, все огарки падают в воду). Все свечи - и за здравие, и за упокой - ставятся в одном месте, разделения нет. Если приходит молиться семья или какая-то единая группа людей - паломника, например, они ставят свечи одной кучкой, близко друг к другу. Мы тоже поставили - за здравие всех близких.
У одной из внешних стен - усыпальница князей (царей) Багратуни. Здесь лежат два из них.
Ещё одна особенность средневековых армянских церквей - гавит. Это, собственно, не сама церковь, а что-то типа притвора. Только в наших храмах он небольшой, а в армянских - часто в несколько раз больше самой церкви. Здесь проводились разного рода мероприятия, собрания общины и т. п. Гавит главного храма Агарцина - церкви Святого Григория (Сурб Григор) частично разрушен, но и сейчас видно, какое это было просторное и красивое помещение.
Вход из гавита в саму церковь.
Ещё немного гуляем по монастырю. Чудесным образом попали в промежуток времени, когда почти все туристические автобусы разъехались )
Напротив монастыря тоже всё очень приятно: кафешки, похоже, гостиница и довольно приличная пасека с разноцветными ульями.
Приятное, тихое и зелёное место. Нам очень понравилось.