Цитата:
Община возвела в окрестностях горы крепость под названием Кайгадор. Крепость Кайгадор существовала и в период правления генуэзцев в средневековой Кафе (Феодосии).
Имя: Вячеслав
|
Гора Джан-Куторан – Спасающая ДушуЦитата: Община возвела в окрестностях горы крепость под названием Кайгадор. Крепость Кайгадор существовала и в период правления генуэзцев в средневековой Кафе (Феодосии). |
|||
|
|
Гора Джан-Куторан – Спасающая ДушуДегустационный зал писал(а): Уважаемый Вячеслав, я Вас разочарую, увы. Конкретно про крепость (укрепление) Кайгадор, я впервые услышал при личном общении с группой армян (истово верующих, возможно с единоверцами-паломниками), встреченными возле тогда еще разрушенного фонтана у руин армянского храма Св. Иоанна Предтечи (Крестителя). Это было в 2007 или 2008 годах (Они как раз осматривали место чтобы восстановить фонтан). К стати этот пересохший источник они также назвали Кайгадор (КХайгадор). При написании этого рассказа я просто проверил информацию на сайте Армянской общины Крыма - отдаю себе отчет, что это не источник. Но! вполне исторической является следующая информация о названии ...одних из сухопутных городских ворот средневековой Каффы - Кайгадорские. Источник: Сборник "Фортификация в древности и средневековье" изд. РАН ИИМК. С-Пб. 1995г. - Статья С.Г. Бочаров "Оборонительные сооружения Каффы в конце XIII-XIV вв." Ворота вроде бы были с наиболее удобной стороны если двигаться из этой местности (места с таким названием). Так, объединив знания из статьи, общение "на местности" и многочисленные краеведческие статьи и блоги, я более в этой информации "не копался". Место вполне позволяло строить не только храм, но и подворье и, возможно, укрепленный поселок. Поскольку помню шум в местной печати по поводу Зурбагана, не удивлюсь, что это очередная попытка привлечь внимание к местности (растиражированная более масштабно). Я не являюсь ни историком, ни краеведом. Изучаю то, что могу достать - из источников, а также и местность, куда забредаю. На научность никогда не претендовал. Последний раз редактировалось ayaks 26 ноя 2022, 18:24, всего редактировалось 2 раз(а).
|
|||
|
Имя: Владимир
|
Гора Джан-Куторан – Спасающая Душуayaks Ух,ты. Здорово Главное не потетерять, узнанное.
Делай что должно и пусть будет как будет!
|
|||
|
Имя: Вячеслав
|
Гора Джан-Куторан – Спасающая ДушуСпасибо большое!
Бочарова благодаря Вашей отсылке нашёл. Теперь понятно, почему его статья поиском по ключу "кайгадор" не ищется: он заварьировал название. У него ворота читаются как Кайядорские или Кайадорские. Куда нам грешным, кто не в теме, разобраться Многие про них пишут, но почему-то никто не хочет выложить текст оригинала про эти самые ворота. Первоисточником названия "Кайгадор" является статья в ЗООИД №5 за 1863 год Владимира Юргевича, специалиста по истории генуэзских колоний в Крыму. Он опубликовал перевод "Устава для генуэзских колоний в Крыму 1499 г." Один из разделов устава - "О военном надзирателе ворот Кайгадорских и его жаловании / De Capitaneo Caihadores et eius salario/." Копирую: Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку Пояснение 43 дается в конце статьи: Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку "... у Джустиниани в Ann. под 1475 г. ..." это видимо Annali della Repubblica di Genova di monsignor Agostino Giustiniani, 1854 года. Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку "... Ed i Tartari tuttavia molestavano Caffa, e l' Imperatore insieme con Seitac abbandonarono la terra di Chercheris, che era loro abitazione, e vennero in Caffa; ed a mezzo del mese di aprile insino all' ultimo di maggio tuttavia il campo di Eminec ingrossava e molestava la città; ed il primo di giugno arrivò l' armata sopradetta nel porto ossia nel golfo di Caffa, ed espose senza contraddizione alcuna l' esercito, e l' artiglieria in terra, e la piantarono in quattro luoghi, nella posta del cacciadore, nella posta del giardino di Bartolommeo di Todis, nella posta di Gorgi e nella posta di S. Teodoro; ed il quarto giorno di giugno tutte le muraglie antiche delle dette poste già erano gettate a terra; e cominciarono a far mine, ed a battere le muraglie nuove. ... \\ Как видите, употребляется несколько иная формулировка: не porta (ворота), а posta (пост, застава?). Хотя, смысл не меняется. Возможно, Юргевич писал по памяти ... Вторая версия, что Кайгадор от армянского hayk (армянское) + a + dzor (долина, ущелье) тоже интересная. Как её увязать с воротами Кафы? С переносом этого названия на местность к югу от крепости какая-то неувязка. Бочаров Кайядорские ворота связывает с башней Константина. На схеме крепости Кафа 1784 г. это самая "северная" башня, совсем не в сторону Султановской (Двуякорной) долины. Тогда почему Орджо Кайгадором пытаются называть? Кстати, Бочаров, упоминая Кайядорские ворота, ссылается на работу Скржинской. Пока не могу ее найти ... |
|||
|
|
Гора Джан-Куторан – Спасающая ДушуДегустационный зал писал(а): Бочарова благодаря Вашей отсылке нашёл. Вам спасибо! Оживили тему! И в новом аспекте. В прочем, в части трактовок источников - она (тема) вообще неисчерпаема. Дегустационный зал писал(а): Также как и трактуют армяне и "куча" краеведов: путь из указанной долины (от вполне определенного храма) приводил к данным воротам. Храм был небольшой, но связь с "кафедрой" (храм Михаила и Гавриила - к примеру) должен же был поддерживать. В одном из ЖЖ также натолкнулся на отсылку: У Моисея Хоренского есть упоминание "Хайгодзор" - Армянская долина. Хайгодзором называлась местность в провинции Ани, в которой, согласно преданиям, прародитель армян Гайк поселил свой народ. В том краю была построено фортификационное сооружение Хайоц берд, в переводе - армянская крепость. Во время массовой эмиграции армян в Крым, выходцы из Ани, переселившись в Каффу, принесли сюда и свои святыни, в том числе и названия. Думаю, что стремление тогдашних правителей Каффы, привести в католичество как можно больше народов и привело к распространению автокефальных армянских монастырей не только в самом городе, но и в округе. - Но естественно это тоже предположение, которое не проверял. Дегустационный зал писал(а): Мне думается, что путей в то время через Тепе-Оба было несколько больше, чем современных дорог. Да и башня Константина - 1) это "прибрежная" башня, а ворота явно имели статус "сухопутных" (и таких ворот было всего 4-е) - тут тоже возможна неувязка с локализацией; 2) имеет "противотаранный" укрепленный пояс с внешней стороны - ослаблять башню близлежащими воротами - значит создавать потенциальную брешь и неэффективное использование укрепленного бастиона. - ! - Это тоже мои домыслы. Дегустационный зал писал(а): Ну про тех кто вот прямо и однозначно назвал - говорить не стоит, чистый полит.пиар. А на местном уровне ИМХО - все тот же Зурбаган только более "обоснованный". |
|||
|
Имя: Вячеслав
|
Гора Джан-Куторан – Спасающая ДушуМне больше других нравятся версии, что название ворот связано с каким-то человеком, в названии заключено его имя.
У Мишеля Балара, професора из Реймса в работе LA ROMANIE GENOISE 1977 года есть глава, посвящённая Кафе. Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку стр.199-215 Фрагмент оттуда, гугло-яндекс перевод с небольшой доработкой: "... Город, напротив, в первые годы после реконструкции Кафы был окружен только земляными дамбами и деревянными частоколами; с 1340-х годов из цитадели, окружающей город, выросла каменная ограда. Эта линия стен постепенно укреплялась башнями и была завершена консулом Готифредо ди Дзоальи в 1352 году. Все башни, упомянутые в документах до 1383 года, являются ее частью: угловая башня, на которую были понесены расходы в 1375 году, башня «станталис», отремонтирована тогда же и служит оружейным складом, башня Сент-Антуан, хранилище архивов Коммуны, отремонтированная мастерами топоров в 1381 году, в которой, вероятно, открывается ворота Сент-Антуан цитирует в том же отчете, «Станонум», которая служит общественным складом и которую по этой причине также называют «башней проса», башней Сент-Мари и, наконец, башней Бизаньо. Эту ограду пронизывают многочисленные ворота, большинство из которых названы в честь башни, под которой они открываются: ворота Христа, соединяющие цитадель и город, а также ворота Святого Николая, ворота «Станонум», ворота Бизаньо, ворота «Горги» или «Корчи», ворота Сент-Андре, ворота армян, ворота Вонитики, через которые вошел новый консул, как только приземлился. Весь этот набор образует ворота города Кафа, на ремонт которых в январе 1375 года были понесены расходы. … Башни и ворота прерывают длинную линию стен, растянувшуюся почти на пять с половиной километров: башни Вонитика, носящие название густонаселенного района, через который проезжал консул, вступая в должность, пройдя ворота Вонитика, св. Георгия, башни Сен-Теодор и Сен-Томас, известные по надписям 1383–1384 годов, башня Святых Апостолов, вероятно, близкая к одноименной церкви, наконец, ворота "Кайадорис", которые датируются 1389 годом и название которых скорее происходит от имени высокопоставленного татарского сановника, возможно, лорда Солгата, чем от какого-либо охотника.…" + Очень интересная работа Пономарева. ПДФ: Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку Текстом: Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку Про ворота см. главу 3. Орфография имен, передача на письме устной речи. "... правило правописания, принятое у генуэзских писцов, вынужденных записывать чужие итальянцам имена, вместе с двумя рассмотренными выше особенностями фонетики позволяет понять, как нам следует передавать сочетание «Caihador». Из обозначенных этим именем в записях казначейства по меньшей мере двое колонистов — армяне. Как мы видели на примере Астватцатура, «-dor» рукописи соответствует принятой у филологов латинской транскрипции [-dour] и русифицированному варианту произношения [-тур]. Начальное «С» будет в армянском имени звуком [kh], а в результате у мифических Кайадоров окажется вполне человеческое имя — Хачатур, а их тезкой будет армянин Caihic — Хачик (уменьшительное от Хачатур). Сомневаться в том, что последнее имя бытовало в XIV в. среди армян Каффы, не приходится — по армянски же оно высечено в сохранившейся ктиторской записи 1408 г. в армянской же церкви свв. Михаила и Гавриила ..." |
|||
|
|
Гора Джан-Куторан – Спасающая ДушуДегустационный зал писал(а): Действительно очень интересно. Источник уже не найду, но где-то ранее читал, что имя Хачатур армяне отождествляют с Иоанном Крестителем. |
|||
|
Имя: Вячеслав
|
Гора Джан-Куторан – Спасающая ДушуПро название Джан-Кутаран
ayaks писал(а): alex1966 писал(а): Ну Кеппен все-таки как-то обозначил, значит гора все же привлекала внимание . Да топографы изучали, причем военные топографы . Когда впервые упоминается название мне обнаружить не удалось. И.Л. Белянский, собирая топонимы опрашивал возвратившихся татар-стариков в конце 80-х начале 90-х годов. Он почерпнул целую фразу посвященную горе и видимо отложившуюся в памяти на очень длительное время. У Белянского отсылка к путеводителю 1976 года "Кара-Даг" В. П. Купченко: "... С турками связано и название бухты Енишары (или Янышары), расположенной ближе к нам, сразу за Топрах-Кая. В Двуякорной долине находится село Южное, прежде называвшееся Султановкой (по преданию, в 1475 году в этих местах был высажен десант турецкого султана. А янычарами называлась султанская гвардия, отборные воинские части). Хребет, вытянувшийся влево от Топрах-Кая, называется Кучук-Янышар, на самой почти вершине этого хребта похоронен М. А. Волошин. Правее находится гора Джан-Кутаран, окончанием которой и служит мыс Киик-Атлама." Но раньше него это название приводится и объясняется в статье геолога-геоморфолога Ивана Бабкова: Бабков И.И. Очерки по исторической и культурной географии Крыма. Водоснабжение армянского монастыря XV века в Двуякорной бухте у Феодосии. 1939 г. У Бабкова именно Джан-Кутаран. Но у Белянского есть ещё вариант Джанкот-Оран из какого-то загадочного издания "Атлас Таврической губернии" 1793 года. |
|||
|
|
Гора Джан-Куторан – Спасающая ДушуДегустационный зал писал(а): Дегустационный зал писал(а): (я сейчас тоже обладаю "Топонимиконом") - Белянский еще и жителей местных сел опрашивал. На данном форуме публиковал свои завораживающе-интересные рассказы-очерки уважаемый форумчанин aigorsvv (Игорь Афонченков) - известный возможно и Вам по "Евротуристу-Тревелу". Вот что он писал в своей теме "Енишары. Кучук-Енышар. Биюк-Енышар": aigorsvv писал(а): Еще одна любопытная версия! Последний раз редактировалось ayaks 07 дек 2022, 15:00, всего редактировалось 1 раз.
|
|||
|
Имя: Дмитрий
|
Гора Джан-Куторан – Спасающая Душуayaks писал(а): Фотки не доступны(или только у меня?). Жалко, такие шедевры... В лесу прямых дорог не бывает.
|
|||
|
Вернуться в Отзывы об отдыхе в Судаке
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1