(околотуристический рассказ с прологом, эпилогом и фотографиями).
Пролог
Я уже и не вспомню, когда я впервые захотел подняться на эту гору. Наверное тогда, когда впервые увидел ее в первый раз «во всей красе» с восточной стороны, и скорее всего это был вид с хребта Эчки-Даг.
А вот кода конкретно начал изучать вопрос подъема на гору Парсук-Кая, я помню четко – прямо с раннего утра 10 июля 2008 года.
Почему запомнил? – Все просто, 9 июля, я, всласть нагулявшись по вершинам того же Эчки-Дага, решил, что в 5 часов вечера спускаться по хребту Чалки и ночевать где-то внизу неохота. Лучше отыскать полянку, встать там на ночлег, а хождение продолжить с утра пораньше.
Полянка нашлась. Я отужинал, вечерняя фотосессия не задалась – небо было блеклое, закат бледный и тусклый. Только прохладный ветерок приятно обдувал после жаркого дня. Кстати, тогда, все вышеперечисленные состояния погоды, ввиду притупившегося от усталости сознания, меня не насторожили.
Время было около часа ночи, когда мой спокойный сон был прерван сильным грохотом, вспышками и водой льющейся на ноги. Это была мощная гроза с ливнем, громом и молниями – все как полагается при грозе. Палатка была установлена правильно, воду не пропускала, но застегнута была только на сетку-москитку. Палатку закрыл, от лужи отодвинулся – благо она была небольшая, да и место отодвинуться позволяло. Когда прекратились вспышки молний и стих грохот, под шелест дождя снова заснул. Дождь закончился после восхода солнца, поэтому планов на запечатления восхода не имел. Вышел чтобы оценить обстановку я около 5 часов утра и увидел такую вот картину:
А потом, Солнце вышло из облаков:
… и я принял решение.
Принять то принял, но информации тогда, в 2008-2009 годах, о том, как подняться на Парсук-Кая было на удивление мало. Никому эта гора интересной не казалась, что странно. Путеводители из сети рекомендовали начинать подъем из села Краснокаменки на г. Гунешлик, а затем нащупать малозаметную тропинку на Парсук. Это не вдохновляло – без четких объяснений нащупывать тропы, да и ехать в Краснокаменку и ходить там с рюкзаком, ища заход на Гунешлик, тоже не хотелось.
Даже мощнейший информационный ресурс того времени – форум Тревэл (в упокоении Евротурист) информацией не баловал. Было описано всего два похода на Парсук.
Один описала женщина, которая прибыла в составе группы аж из Севастополя. Поднимались они от трассы в районе перевала Ур-Баш. Было это в межсезонье, шли в туманах-облаках. Фотографии художественные, но малоинформативные. А комментарий, что при нащупывании тропки они рисковали оставить глаз на ветках, а ступню в каменюках – настораживал. Нащупывание тропки не понравилось части группы так, что они уходили на спуск по глубокому оврагу в сторону села Солнечная Долина. Когда части группы собрались внизу, отделившиеся участники заявили, что идти по оврагу лучше.
Другой поход был осуществлен молодым человеком, большим любителем фотографирования насекомых (делал это очень профессионально). Он поднимался с востока по «какому-то подобию тропы» и повторять сей подвиг не собирался. Вот собственно и вся невдохновляющая информация. Можете и сами оценить насколько она помогла бы при подъеме.
Подход откладывался на неопределенное время. Настоящим подарком(!) стало описание, предоставленное этому форуму уважаемым Андреем (buka). Оно было настолько простым, понятным и исчерпывающим, что сомнения как действовать больше не возникали.
****
И вот июль 2017 года (не прошло и десяти лет). Я спускаюсь (! это не оговорка – это мелкая интрига) по достаточно четкой тропе, идущей по восточному склону горы Парсук-Кая.
Виды с тропы при спуске:
Тропа вывела непосредственно к площадке – карману на дороге под горой.
На этой площадке торговал овощами и фруктами с машины мужчина – татарин. Ему помогала жена. Место у них было бойкое для дороги в горах. На этой площадке останавливается масса машин, чтобы посмотреть и сфотографировать себя на фоне пейзажей Солнечной Долины, Эчки-Дага, скал горы Пандчар-Кая и скал Деликли-Кая.
Хребты Эчки-Даг и Чалки в тот день с площадки- «кармана» смотрелись так:
Торговец овощами - человек очень доброжелательный и общительный, поэтому естественно, что мы разговорились. Правильнее сказать, что он меня разговорил, несмотря на то, что я изначально встал подальше от него, старался держаться «в тени» и быть понезаметнее. Но диалог начался и плавно развивался:
- Это Вы с утра на Порс ходили?
- Да я. С Парсука красивые виды открываются – я фотографировал.
- Вот ведь как освещение играет. Снизу казалось какой-то здоровенный мужик ходит. Вы может с рюкзаком там ходили?
- Не, рюкзак в палатке подушкой работал.
- А как поднялись на Порс?
- А там, где гостиница. Дорога к ней отходит почти от поворота на Солнечную Долину. А почему Вы Парсук называете Порс?
- Вы название Парсук с карты взяли – так это ошибка, неправильно написали в картах. Мы когда в Токлук – Богатовку в конце 80-х приехали – еще дед мой жив был. Он мне все названия окрестные говорил. Я не все запомнил, а теперь не переспросишь, но гора – точно – Порс-Кая.
Потом отметив, что время обеденное (было около полудня), он достал дыню и разрезал ее. Дал жене, а потом пошел угощать и меня, и питерских байкеров. Эти байкеры остановились здесь передохнуть, пофоткаться и уже закупили у него помидоры, перец и штук 5 дынь. Продажа овощей никак не мешала ему продолжать беседу.
С каждой минутой, разговаривая с этим человеком, я реально радовался. Радовался, что это простой и доброжелательный собеседник, что разговор идет ровно и к взаимному удовольствию. Когда через минут 40 пришел автобус, я уехал, тепло простившись с этим человеком.
И в автобусе тоже радовался – радовался тому, что годы и течение времени изменили и мой облик, и из его памяти стерли один эпизод. Событие это было на той же площадке, тоже с ним и со мной и тем же рюкзаком (а он обратил на него внимание) - эпизод, который я не хотел бы с ним обсуждать. С той, прошлой встречи, у меня было чувство вины – я не хотел обижать этого человека, но все равно обидел, обидел своим действием. Хотя были и у меня обстоятельства, но все равно получилось некрасиво. Теперь он все это забыл и не узнал меня. И это было тоже хорошо.
(Поскольку к горе Парсук-Кая событие отношения не имеет, то расскажу о нем в конце - в качестве байки, наподобие рассказа про село Угловое. Сохраню интригу).
Продолжение следует.