Приложение к Дополнению 2024 года.(чтобы не плодить Дополнение к Дополнению)Видимо не мог отделаться от размышлений о странных указаниях на столбах вдоль газовой просеки, информирующих о Тайнах Армянской обители и попутно о Святынях Армянской церкви.
Не то чтобы сильно озадачивался, но как говорится «в голове крутилось…». Даже заглянул на «Туристический портал Крыма», предполагая, что допустил во время своего похода ошибку и не никаких «тайн», а только «святыни» - от усталости банально не запомнил, а додумал.
Взглянув на карту с маршрутом (этап 20 Большой Крымской тропы - БКТ) еще раз убедился, что столбы с надписями и сайт делались разными по креативности группами людей, никак не взаимодействующих друг с другом и не связанных единым «мозговым» центром. Мало того, что маршрут проложен вне вершин г. Ур-Баш (или Урбаш), тем самым лишая походников зрелищных видов, так и весь путь вдоль газовой просеки направлен только лишь для связи с этапом 21 БКТ . Магистральные тропы к / по вершинам указал красным – для сравнения.
Все, можно было бы забыть об этом казусе, но…
Занимаясь темой никак не связанной с горами Ур-Баш, Гунешлик и Парсук-Кая, натолкнулся на информацию: «Под 1383 годом имеется упоминание об армянском монастыре в Отузах…» и далее идет ссылка на серьезный источник информации: «Мыц В.Л. Каффа и Феодоро в XV веке. Контакты и конфликты.»
Как так? Армянские святыни (с тайнами или без таковых) есть не только в окрестностях Старого Крыма - гор Грыця и Мачук, но и в Отузах – современной Щебетовке. То есть получается, что Армянские обители средних веков окружают 20-й этап БКТ, а я то не знаю и зубоскалю…
Конечно, припомнились и шуточные рассуждения двух археологов с одного форума (более точно упоминать не хочу), которое сводилось к следующему тезису: «Если не можешь аргументировано определить принадлежность средневековой культовой постройки, раскопанной в Крыму – пригласи армянских историков… и через непродолжительное время «раскопка» будет определена как средневековая армянская».
В каждой шутке есть доля…не только шутки. Стал разбираться…
В процессе прояснения данного вопроса выяснил следующие бесспорные моменты:
- свод средневековых армянских исторических записей исследован достаточно полно и в силу специфики таковых записей - этническими армянами, что не вызывает двоякого толкования материала;
- средневековые (а возможно и не только средневековые) армяне являлись прекрасными строителями, поэтому большинство построек выполнено, по меньшей мере, с их привлечением, а то и только ими;
- с XI века приток армян в Крым стал наиболее интенсивным, а к XIII-XV вв. Восточный Крым стал именоваться иногда Крымской Арменией, так как количественно армяне стали составлять большинство в крупных городах и значительное в поселениях. Соответственно с растущей численностью росло и количество культовых (в первую очередь) и бытовых объектов создаваемых армянами в данной местности. Как после завоеваний Османской империей, так и после присоединения к Российской империи, численность армян в Крыму значительно сокращалась (угон в рабство и переселение на Дон и Кубань соответственно) – большинство объектов становились заброшенными и использовались другими этносами для своих нужд (в том числе и религиозных треб). Поэтому, так легко армянские современные исследователи находят или определяют «следы предков» во многих археологических объектах.
Это общая основа – так сказать «состояние проблемы».
Принадлежность к армянскому этносу Сурб-Хача или Сурб-Стефаноса сомнений не вызывает и поэтому в рамках поднятой темы не рассматривается. По другим локациям - все несколько неоднозначней и требует осмысления.
Теперь применительно - предметно… 1. По письменным источникам:(Далее фрагменты текста выделялись мной, независимо прямая это цитата или простое изложение.)
1) Армянская запись на Евангелии, датированная 1383г., является независимым подтверждением (нарративным источником) достоверности феодоритской надписи на каменной плите, найденной на Мангупе в XIX веке. Для того, чтобы не копировать пространное средневековое изложение и для упрощения понимания, приведу сразу комментарий специалиста:
Татевик Эдуардовна Саргсян к.и.н. , следующим образом комментирует данное свидетельство армянского источника: «в результате нападения Полад-хана на Кафу, в числе остальных ценностей, в руки нападавших попадает и Евангелие, владельцем которого был некий Наратин. В месте „Экикэз", что находилось поблизости Орабазара (Армянский базар, ныне - Армянск), рукопись обнаруживают и выкупают армяне Ованес и Саргис, которые, по всей видимости, были купцами, оказавшимися там по торговым делам. Далее, Саргис возмещает затраты Ованеса по приобретению рукописи и, становясь единоличным хозяином, дарит её армянской церкви св. Богородицы в Трапезунде. Вскоре Наратин, узнав о местонахождении своего Евангелия, забирает его из трапезундской церкви и
дарит монастырю Отуза».
Это самое однозначное свидетельство, что армянский монастырь был Отуз(е).
2) Рукопись «Нарек. Толкование Нарека.»
Фото из сети (внешний вид рукописи Симеона может не совпадать с фотографией).
Писец Симеон, переписывавший данную рукопись 1412 году, упоминает местность, где этот документ был создан. Один из упомянутых в записи армянских монастырей, а именно Святого Ованэса (Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи), находился
в местности «Отуз», а другой -
Святого Григора Просветителя -
близ него. Симеон обучался в монастыре Святого Григора Просветителя.
Таким образом, в местности Отуз упоминается уже два(!) монастыря.
3) «Книга вопрошений» Григора Татеваци 1397г.
Фото из сети (внешний вид рукописи Симеона может не совпадать с фотографией).
Писец Симеон, создовавший данную рукопись 1410 году, просит помянуть монаха Ованэса, кто «породил» их «по слову (Господа), многострадальными муками
обучая в тисках училища».
Это дополнительное подтверждение о существовании в Отуз(е) монастыря Святого Григора Просветителя. Оно взаимосвязано с записью в рукописи «Нарек».
4) Поздний (не средневековый) документ: 1800 г. «Первое послание католикоса Овсэпа архимандриту Гхазару».
Будучи избранным на пост католикоса всех армян Овсэп Аргутян-Долгорукий, обращаясь к духовному предводителю крымских армян - архимандриту Гхазару, пишет: «...и вот назначил тебя служить в монастыре Сурб Хач , и ты как раньше обновлял его, так и продолжишь, и пускай смерть твоя случится там. Нынче легко тебе, так как
те земли, которые были измерены до Отузской дороги, включая и тамошнюю обитель — наши, и должны еще измерить и дать план тебе, и ты должен держать монастырь в порядке, не позволить, чтобы разрушали...».
Это свидетельствует о том, что в XVIII –XIX веках Отузская обитель была не только известна, но и находилась в неплохой сохранности. Сохранность обители последующими исследованиями и документами не подтверждается.
Вроде бы про Отузские монастыри приведены все известные упоминания, но дополнительно вскрылась и малоизвестная (для меня) информация:
5) В своде армянских рукописей XIV века есть памятная запись священнослужителя Вардана. В 1372 году уже пожилой священнослужитель Вардан пишет, что “в юношеском возрасте отправился в Крым, к святому архимандриту Аветису Хотачараку, затем обучался у настоятеля Петроса ... в монастыре, что называется
Хызылташ и стал иеромонахом и остался 10 лет”.
Таким образом, появилось упоминание и об армянской обители в Кизилташе - тоже монастыре. Причем если сопоставить даты указанные Варданом, то обучение при монастыре он начал приблизительно в 1357–1358 году. А это значит, что «Армянский Кизилташский» монастырь существовал еще до образования монастыря Сурб-Хач (1358 г.) (!!!) и по средневековым описаниям также находился в местности Отуз.
При всей скромности имеющихся данных, достоверно локализовать месторасположение монастырей Святого Ованэса и Святого Григора Просветителя не получается, а обилие работ проведенных в Кизилташе в ХIX и XX также не позволяют локализовать армянскую обитель в той местности. Нет также уверенности, что это три разных монастыря, а не различные упоминания о, например, двух монастырях.
Далее применительно - предметно… 2. По археологическим исследованиям:1) Самой известной для меня книгой по археологии данной местности является труд: Домбровский О., Сидоренко В. «Солхат и Сурб-хач». Симферополь: Таврия, 1978.
Я читал данную книгу в конце 90-х, и конечно же не помню всех предположений, выдвинутых известными археологами в середине 70-х годов. Именно там был упомянут армянский населенный пункт Газарат (Казарат), на середину 70-х годов ХХ века не локализованный, и указаны находки армянских бытовых предметов в урочище Кизилташ, что в свою очередь позволило предположить наличие укрепленного армянского поселка с монастырем в этой долине.
Продолжение истории я обнаружил в статье: Захаров В.А. «О фрагменте хачкара из Кизил-Таша и времени образования одноименного монастыря» (!!!) в Сугдейском сборнике выпуск III, 2008г. (тоже ведь читал, но вспомнил ох как поздно). Основные выдержки из статьи:
«…При одном из посещений Кизил-Таша, внимание автора привлек фрагмент орнаментированного камня, находившийся в тамбуре отделения Морской инженерной службы.
Выяснилось, что он привезен местным краеведом С.Д. Никифоровым с разрушенного в начале 50-х годов при строительстве оборонного объекта Кизилташского монастыря. По мнению краеведа - это фрагмент каменного креста, стоявшего когда-то на вершине утеса Чакыл-Кая
(Крестовый), у подножия которого находятся развалины монастыря.»
Рисунок фрагмента хачкара из указанной статьи.
«…Саргсян Т.Э., … дала заключение: “Фрагмент представляет собой левую верхнюю часть хачкара (крест-камня)… В левом углу сохранились две буквы “ТВ”, что представляет краткую форму слова “год” или словосочетания “в году”. К сожалению, самой даты, высеченной, по всей вероятности, в правом углу хачкара, нет в нашем распоряжении. Тем не менее, композиционные особенности и стиль орнаментов фрагмента позволяют ориентировочно датировать его ХІV-м веком.»
Что и перекликается с показанной выше записью священнослужителя Вардана.
Заключение, сделанное в статье также очень интересно: « … можно предположить, что
Кизилташский армянский монастырь был образован в конце XIII - начале XIV вв. Ответ на этот вопрос могут дать только проведение разведок и исследовательских работ на этом интереснейшем памятнике армянской культуры.
Несомненный интерес для исследователя представляет и подпорная стена у дороги, выложенная из камней уничтоженного Кизилташского монастыря, где, по словам местных жителей,
встречаются и плиты с древними надписями.»
Дополнительно и попутно выяснил, что есть обоснованное мнение о месте нахождения средневекового Казарата – «Байбуртский А.М. Средневековые поселения на Горе Святого Креста» в том же Сугдейском сборнике выпуск III, 2008г.
Карта-схема из вышеприведенной статьи.
Казарат обоснованно выявлен на месте поселения Эски-Юрт, на территории которого при раскопках была вскрыта средневековая церковь с хачкаром плохой сохранности:
А при шурфовках поселения Алан-Тепе2 (см. карту) была также скрыта культовая постройка, внутри которой был обнаружен столб престола и плита престольной столешницы. И хотя хачкаров обнаружено не было, обоснованно считается, что селение тяготело к мон. Сурб-Хач, т.е. также было армянским.
На основании вышеизложенного, следует признать, что урочище Кизилташ обоснованно включено в 20-й этап БКТ и об этом обосновании разработчики этапа вероятно не догадывались. На горе Грыця есть много всего из Армянских обителей, церквей и прочего, не вошедшего в 20-й этап БКТ, но… к монастырям местности Отуз данная информация не приближает.
2) Непосредственно по Отуз(ам) – Щебетовке можно сказать следующее:
- на территории поселения раскопки никогда не проводились. Комплексная экспедиция 1926 года, проводившая изыскания в данной местности уделяет внимание средневековым и более поздним мусульманским памятникам, но армянских не выделяет;
- в окрестностях выявлены четыре поселения средних веков:
- Отузы 1 поселение VIII — IX вв. салтово-маяцкой археологической культуры
- Отузы 2 поселение VIII — IX вв. салтово-маяцкой археологической культуры (см. карту-схему).
Сейчас некоторые исследователи объединяют эти памятники в один.
Схема из статьи В.В. Майко В.Г. Зубарев, К.О. Маркова, М.Р. Могучева «Салтово-маяцкие памятники окрестностей Карадага в Юго-Восточном Крыму».
И если население салтово-маяцкой археологической культуры сопоставляется с населением Хазарского каганата: аланы, булгары и хазары, то открытые в конце 50-х годов остатки средневекового храма и могильника к ним не относятся, определить принадлежность данного храма можно только в хронологических рамках XIII-XV вв. Конфессиональная принадлежность не определена. На сегодняшний день местность выглядит следующим образом (фотография сделана мной):
Описываемое место – зеленый луг за плотиной Брынцевского ставка (в правой части фотографии).
Раскопки 2021 года подтвердили хронологические рамки исследуемых объектов, но систематизация результатов и обобщающие выводы требуют времени – пока доступных обывателю публикаций нет.
- Поселение Отузы 3, VIII — IX, XIV — XV вв. Выявлено в 1974 году. Поселение находится в 1 км к северо-западу от северо-западной окраины села Щебетовки возле горы Курбан-Кая (Спящая красавица) на восточных ее отрогах (Эту местность можно также наблюдать на фотографии выше). Является долговременным объектом, существовавший как в салтовское время, так и в период XIII – XV вв. Поскольку раскопки и шурфовки не производились, то и определить наличие культовых или религиозных построек невозможно.
- Поселение Отузы 4, XIII — XV вв. К моменту обследования степень современного антропогенного воздействия на памятник, повредившая культурный слой, была довольно высокой. Среди стандартного для салтово-маяцкой культуры подъемного материала было указано наличие фрагментов водопроводных труб. Важным фактором, стало наличие материала XIII – XV вв., представленного монетами солхатской чеканки (см. схему).
Схема из статьи В.В. Майко В.Г. Зубарев, К.О. Маркова, М.Р. Могучева «Салтово-маяцкие памятники окрестностей Карадага в Юго-Восточном Крыму».
На схеме также отмечен монастырь, руины которого находятся на территории Карадагского заповедника. Они относительно хорошо сохранились, датируются XIII — XV вв. Шурфовки и раскопки не проводились. Обмеры проводились в 30-х годах ХХ века К.Ф. Богаевским(!).
Это достаточно интересный объект. Его название определено по актам Константинопольского патриархата, но неточности сопоставления объекта в актовой переписке и на местности не исключены. И хотя, принадлежность именно этого монастыря к греческой епархии армянскими историками не оспаривается, но вводится замечание, что при упадке строения армянских монастырей могли заниматься другими христианскими епархиями. При такой «смене собственника» монастыри меняли свое название. При этом характерно, что бывшие армянские храмы, в большинстве своем являвшиеся Григорианскими (Сурб-Григор) становились христианскими греческими – Георгиевскими. Св. Григория среди православных святых нет, а названия вроде бы созвучны. Хотя для меня не очень-то и созвучны: Сурб-Григор и Сурб-Геворк, возможно также влияет особенность произношения.
И хоть ходить там нельзя, но…(фотографии сделаны мной):
А у абсиды кто-то раскапывал…
Забавно, но в начале 2000-х годов егеря Карадагского заповедника, не сильно гоняли туристов, забредавших в эту местность к роднику, и … называли эти руины «остатками армянского монастыря».
Известный крымский краевед и один из создателей проекта Большой эколого-этнографической тропы Крыма (проект 2003г. - не путать с БКТ) – Александр Васильевич Ена придерживается мнения о принадлежности храма к греческой православной конфессии.
А вот, на что указывают армянские историки:
3) Не определяя мон. Св. Георгия как изначально армянский, специалисты по истории армянских средневековых древностей пристально рассматривают холм Кордон-Оба с остатками строений генуэзского донжона (однобашенный замок) и его окрестности, предполагая, что монастырь Святой Богородицы (см. ниже) мог находиться в этом месте. На карте Кеппена (см. ниже) эта локация также указана, как и армянская церковь, то есть уже в 50-х годах XIX века эти строения различались.
Обобщение результатов разновременных исследований приведу из статьи: Бочаров С.Г. «Генуэзская крепость Калиера и золотоордынское селение Отузы в Восточном Крыму» из сборника: Причерноморье. История, политика, культура. Выпуск VIII(III). Серия А. Античность и средневековье. Избранные материалы IX Международной научной конференции «Лазаревские чтения», 2011г. :
«В первой половине XIII в. в приморской части долины располагалось греческое селение Калиера, входившее в византийские владения в Восточном Крыму, с центром в городе Сугдее, и одноименную епархию. В настоящее время вся территория средневековой Калиеры находится под современными строениями пос. Курортное, где при земляных работах были выявлены участки культурного слоя с керамикой XIII-XV вв … . Три плитовые могилы некрополя селения были исследованы в 1927 г. экспедицией Феодосийского краеведческого музея под руководством Н.С. Барсамова … .
Археологические исследования замка проводились в 1928 - 1929 гг. В ходе работ были открыты единственная башня-донжон размером 10,5 х 8,35 м (толщина стен 2,0 м), которая находилась на южном участке обороны и занимала господствующее положение во всем комплексе креостных строений, и крепостная церковь размером 8,4 х 5,0 м, стены толщиной 0,8 м изнутри были оштукатурены и покрыты фресковой росписью … . Археологические исследования замка были продолжены в 2006 году…»
Тем не менее, укрепленный замок и церковь воспринимаются как бывший армянский монастырь. Данная информация исходит из отчетных материалов самого Н.С. Барсамова. Только в публикациях ХХI века появилась информация, что он определял принадлежность раскопанных строений к армянской епархии только по указаниям старожилов, проживавших в округе. Любопытно, что менее чем через 70 лет местные жители точно также определяли местность и с Георгиевским монастырем.
На основании исследований 2006 года выполнена более детальная проработка раскопанного участка и компьютерное моделирование строений:
Время постройки замка относят к последней четверти XIV века. Вряд ли этот архитектурный ансамбль можно воспринимать как монастырь. Время создания замка - не ранее 1365 года, а армянских монастырей Отузской долины - около 1346 года - см. ниже.
Заявление о преобразовании Армянского Апостольского монастыря в укрепленный генуэзский(!) замок через 20 лет после постройки выглядит необоснованным и требует глубокой аргументации. При этом, вполне обоснованно выглядит утверждение, что этот замок поддерживал и, при необходимости, деблокировал небольшой военизированный «гарнизон» армянского селения Казарат, естественно нанимаемый за плату. Также вероятно, что армяне участвовали в строительстве замка Калиера.
4) Армянская церковь на Карадаге близ Коктебеля.
Строение совсем не сохранилось, но во времена своего существования привлекло внимание П.Кеппена и описывалось в его книге «Крымский сборник. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических». 1837г. А также указано на карте к сборнику:
Мной отмечены красным подчеркиванием: Отуз, церковь- мон. Св. Георгия (предположительно) – рассказывал выше, развалины древнего укрепления (нынешняя Кордон-Оба, предполагаемая Калиера), селения Карадаг, Коктебель. Оранжевым и красным подчеркнута Армянская церковь.
Не следует думать, что селения Карадаг и Коктебель являются обособленными. Наиболее водоносные горизонты и их выходы на поверхность находились только в Отуз(е). Есть считанные родники на Кара-Даге, а Коктебель и до середины ХХ века страдал от недостатка воды.
Армянская церковь не сохранилась, но представление о ней составить можно, на основании гравюры и аннотации в альбоме «Исторический и художественный альбом Тавриды» 1853г., Е.Ф. де Вильнева. Автор литографии В.О. Руссен:
Церковь находится в руинированном состоянии, предположительно от воздействия землетрясения.
Судя по армянской надписи, прочитанной Е. де Вильневым на камне стенной кладки, слева от входа, церковь была построена архимандритом Аветыком. Позднее, в 1401 году, ее восстанавливал архимандрит Степанос при содействии нескольких попечителей. Это даёт основание предполагать о сооружении церкви примерно в середине XIV века.
Церковь построена вардапетом (учёным богословом) Аветыком (Аветысом) Хотачараком – настоятелем монастыря Святой Богородицы Кимчака, находившегося на восточной окраине города Сурхат–Крым. В 1346 году Хотачарак оставил свой монастырь и перебрался на побережье. По этому поводу житель Сурхата писец Натер, сделал запись в колофоне (конце рукописи) скопированного Евангелия 1346г. Причем указывается, что Аветык ушел в новопостроенный
монастырь Святой Богордицы, который находился вбизи другого армянского монастыря, названного в честь Святого Авксента (Оксента, Оксентия).
Вот еще одно письменное указание о двух расположенных рядом армянских монастырях.
Следует отметить, что в названиях
монастырь Святой Богордицы и монастырь Святого Авксентанет и намека упоминаний о
монастырях Святого Ованэса и Святого Григора Просветителя известных из письменных источников (см.выше), хотя и те, и другие упоминаются попарно.
Ну а есть ли рядом с нынешним плато Тепсень (видимо там был расположен монастырь и разрушенная церковь) еще один Армянский монастырь? – Да, это -
5) Монастырь под хребтом Сююрю-Кая. Армянские исследователи именно его называют монастырем Святого Авксента. Согласно другим представлениям, это монастырь Св. Стефана. Оба названия определены косвенно.
То что это бывший армянский монастырь – говорит только объединение данных П. Кёппена, который «в окружении мыса Киик-Атлама упоминает три армянских монастыря, на стенах которых ещё сохранялись армянские надписи: в Двуякорном кордоне, на Кара-Даге и в долине Текие. Столько же упоминают средневековые армянские источники. Монастырь в Двуякорной бухте идентифицируется с прославленной обителью вардапета Саркиса – монастырём Святого Антона.
Монастырь на Кара-Даге идентифицируется с монастырём Святой Богородицы, основанным вардапетом Аветыком Хотачараком в 1346 году вблизи монастыря Святого Авксента. В таком случае, остатки монастыря на окраине Коктебеля следует идентифицировать с последним – монастырём Святого Авксента (Оксента)…» - Халпахчьян О. Х. «Архитектура крымских армян». Составитель, автор комментариев и научный редактор Саргсян Т. Э. 2019г.
В пользу, что этот монастырь Св. Стефана приводят пояснение Н.А. Маркса к легенде «Тихий звон. Пасхальная ночь на Кара-Даге», значительное почитание в Юго-Восточной Таврике Св. Стефана Сурожского и … наличие рядом Кизилташской обители.
Для археологов это трехапсидный храм монастыря под Сююрю-Кая. Раскопки проводились в 1998 году. Хачкары и какие-либо элементы, подтверждающие принадлежность к Армянской Апостольской церкви, не выявлены. Сама конструкция типична для средневековых церквей Крыма. Определено время прекращения существования храма – 1583 год. Разрушение его проходило при естественных природных процессах.
Вывод о типичности храма средневековым церквям Крыма и не выделение его как армянского, вызывает живейшую критику армянских исследователей.
И, хоть и там ходить нельзя, но…(фотографии также сделаны мной):
И на этом следует остановиться, так как обзор доступных (мне) источников информации исчерпан, а локации практически рассмотрены (монастырь Св. Петра в верховьях ущелья Гяур-Бах на юго-западном склоне массива Кара-Даг, являлся руинами уже во время посещения П. Кеппена, а название его исследователям удалось установить по одному из актов Константинопольского патриархата. В Армянской церкви Св. Петр и Св. Павел также почитаемы. Раскопок там не было, и не предвидеться). Сопутствующих данных слишком много, они «похоронят» информацию, которую удалось сопоставить в этом посте.
Выводы из этого «потока сознания» следующие:
Скорее всего, средневековыми Армянскими обителями Отузкой долины являлись монастыри Св. Богородицы на плато Тепсень и монастырь под Сююрю-Кая.
20-й этап БКТ «Святыни Армянской церкви» назван так для … красоты. Он охватывает массу достопримечательностей и только два армянских монастыря Сурб-Хач и Сурб-Стефанос. Вряд ли устроители данного этапа подозревали причастность Кизилташского монастыря к Армянским святыням. Вместе с тем, Святыни Армянских обителей, Армянских церквей и храмов просто опоясывают этот маршрут с юго-востока, через север и до юго-запада.
Тайн и, тем более, загадок они хранят предостаточно. Одно соотнесение монастыря Святой Богордицы и монастыря Святого Авксента и монастырей Святого Ованэса и Святого Григора Просветителя, как и ответ на вопрос - почему и греческие монастыри Святого Георгия и Святого Павла, как и армянские тоже расположены парами на относительно небольшом расстоянии – являются, на мой не профессиональный взгляд и загадками и тайнами, причем значительными.
20-й этап БКТ ловко обходит все загадки и тайны Армянских обителей, предположительно, с целью не утомлять мозги походников и без лишних перегрузок идет на соединение с 21-м этапом БКТ «Загадки горы Эчки-Даг», а последнее вполне логично.
Благодарю всех, кто затратил время и проявил желание ознакомиться с данным постом.
P.S. Хорошо, что я автор темы, и могу писать здесь все, что посчитаю интересным. Представляю как «обрадовались» бы авторы других тем, разместись я с такими «измышлениями» у них.