Отрывки из источников. Понимаю, что много буКав, но, может, кому интересно буде. Документы всё-таки…
Майко В.В. Джанов А.В. «Археологические памятники Судакского региона Республики Крым.»:Палеолитическое местонахождение: В 1957 г. в обрыве восточного берега Новосветовской бухты Е. И. Невесским, Л. А. Невесской и П. А. Каплиным обнаружен хорошо сохранившийся остроконечник эпохи среднего мустье.
Позднеантичное поселение (IV – VI вв.): Поселение расположено на юго-западном отроге г. Куш-Кая (Сокол.) Ориентировочная площадь памятника 250 х 130 м. Обнаружено в 1967 г. во время проведения магниторазведочных работ К. К. Шиликом. М. А. Фронджуло на месте одной из магнитных аномалий был заложен шурф, в котором был обнаружен комплекс лепной керамики и амфорной тары V – VI вв. н. э. В 1999 г. исследование памятника продолжил А. В. Джанов. На раскопе площадью 55 кв м было обнаружено четыре скопления археологического материала.
Средневековый монастырь (Х – XIII вв.): Монастырь находиться в т. н. урочище Димитраки (вариант: Демиртак, вероятно от Демир-Капу — перевал на пути из Судака в Новый Свет) на невысоком мысу над морем. В 1909–1910 гг. остатки храма были расчищены Д. Н. Эдингом. Многочисленные фрагменты фресковой росписи попали в Московский исторический музей. Осмотрен в 1927 г. в ходе разведок Ю. В. Готье. В 1928 г. повторная расчистка храма была произведена экспедицией ГАИМК под руководством А. Фомина. Раскопки в 1975–1976 гг. производил М. А. Фронджуло. Этими раскопками были выявлены остатки небольшого поселения, примыкавшего к монастырю с востока. При раскопках ремесленной мастерской была найдена матрица с оборотным изображением Иоанна Предтечи из композиции Деисус, предназначенная, возможно, для изготовления церковной утвари. Тогда же в Димитракской бухте были проведены подводные исследования. В 1980/81 гг. раскопки проводил И. А. Баранов. Первоначально на мысе Димитраки возникает небольшая часовня, возведенная из бута на известковом растворе. Затем на ее месте строится более значительный по размерам крестовокупольный храм с трехстолпной галереей, примыкавшей к нему с севера. Впоследствии к храму был пристроен довольно значительный притвор со сводом, опиравшимся, кроме стен, на две пилястры, выступавшие из продольных стен. По всей видимости, одновременно со строительством храма в другой технике кладки возводится и остальные постройки монастыря. Наличие довольно большого количества помещений (не менее 10-ти), расположенных внутри прямоугольной ограды по периметру, говорит, конечно же, об общежитийном характере монастыря.
Комплекс гончарных печей, поселение, храм (IX – первая половина Х вв.): Расположены на территории пансионата «Полет» (бывш. «Знамя Революции») в восточной части Новосветской бухты. Открыты разведками 1948 г. И. В. Пятышевой. В 1953 г. во время разведочных работ В. П. Бабенчикова в районе подпорных стен — крепиды XIX в. так же были зафиксированы остатки гончарных печей. В 1967 г. магниторазведочные работы на месте печей проводил К. К. Шилик, работавший в составе отряда М. А. Фронджуло. Была обнаружена одна крупная аномалия, размером 4 х 4.5 м. На основании анализа материалов было высказано предположение о существовании на этом месте гончарной печи хорошей сохранности. Печь была раскопана М. А. Фронджуло в 1970/71 гг. Среди археологического материала присутствовали фрагменты бракованных амфор причерноморского типа и пирамидальные подставки для их обжига. Датируется второй половиной IХ – первой половины Х вв. Остальные печи, обнаруженные при помощи магнитометра, очевидно, были разрушены при строительстве объектов пансионата завода «Знамя революции».Помимо комплекса печей, на этой же территории разведками И. В. Пятышевой 1948 г. было обследовано поселение с развалами каменных построек, зафиксированы также «остатки базилики». Остатки еще одной гончарной печи были исследованы М. А. Фронджуло в конце 1960-х гг. слева от дороги ведущей из Уютного в Новый Свет напротив входа на территории Контрольно-спасательной службы. Печь датируется второй половиной VIII – IX вв.
Корабельные стоянки в бухте лимена-кале(VIII – xXVвв.): В западной части Новосветской бухты на глубине от 5 до 7.5 м начиная с конца 50-х – начала 70-х гг. ведется активный сбор археологического материала VIII – XV вв. Подводные археологические исследования памятника в 1988-1992 гг. проводила комплексная экспедиция под руководством И. А. Баранова. Многочисленный археологический материал заставляет предположить, что бухта использовалась для отстоя кораблей. Зафиксированы остатки, как минимум двух, кораблей с грузом амфор и поливной керамики второй половины X – XIвв. и XIII – XIV вв.
Позднеантичные и средневековые поселения: Поселение I расположено примерно в 1 км к северу от т. н. Анастасиевского источника. Ориентировочная площадь 200 х 100 м. Обнаружено в 1995 г. А. В. Джановым, И. Б. Тесленко и А. В. Лысенко. Собранный подъемный материал,представленный в основном гончарной керамикой, датируется IX – X вв. Не раскапывалось.
Поселение II расположено примерно в 1.5 км к северу от т. н. Анастасиевского источника на обрывистом утесе. Обнаружено в 1995 г. А. В. Джановым, А. В. Лысенко и И. Б. Тесленко. Обследовалось в 2008 г. А. В. Гавриловым . Собранный подъемный материал, в основном амфоры, датируется III – IV вв. Не раскапывалось.
Позднеантичное поселение и укрепление: Памятник расположен на северо-западных отрогах г. Перчем в 2,3 км к востоку от с. Веселое на скальном мысу, вытянутом с востока на запад. Ориентировочная площадь составляет 280 на 35 м. Выявлен в 1995 г. А. В. Джановым,
А. В. Лыс енко, И. Б. Тесленко. Повторно обследован в 2008 г. А. В. Гавриловым. Собран подъемный материал (фрагменты амфорной тары и лепной керамики), который суммарно можно датировать позднеантичным периодом. Восточная часть памятника сильно задернована. Крайняя западная оконечность мыса, заросшая подлеском, перегорожена оборонительной стеной шириной около 1 м. Раскопки не производились.
«Анастасиевский» монастырь(XIII – {V вв.): На «Карте Южнаго Крыма» П. И. Кеппена в районе пос. Новый Свет впервые отмечен топоним «Настасия». После этого на большинстве российских дореволюционных карт Крыма в северо-восточной части Новосветской котловины размещали развалины монастыря св. Анастасии. С этим топонимом традиционно связываются развалины построек, расположенные в 1 км к северо-востоку окраины пос. Новый Свет в т. н. Анастасиевской балке в 30 м к югу от одноименного источника и фонтана с водозаборником, оборудованном Л. С. Голициным. Осмотрен и детально описан в ходе разведок 1927 г. Ю. В. Готье. Упомянут в отчете о разведках 1936 г. О. Н. Бадера. Обнаружен сильно разрушенный фундамент храма. В конце 1980-х гг. четко просматривалась кладка части абсиды и нефа небольшой часовни. Остальные помещения не раскапывались и представляют в настоящий момент оплывшие руины. Судя по подъемному материалу, не исключено, что с монастырем может быть связано и синхронное поселение. Обнаружено А. В. Джановым в 1990 г. Собран подъемный материал XIII – XV вв., зафиксированы оплывшие остатки фундаментов построек. Не раскапывалось.
Средневековый храм(XIII – XV вв.): Расположен на вершине пологого холма у западного отрога г. Сокол недалеко от забора современного кладбища пос. Новый Свет . Обнаружен разведками А. И. Полканова в 194-9 г. Осмотр памятника производился в 1976 г. И. А. Барановым и А. И. Айбабиным. Визуально зафиксированы фрагменты абсиды однонефного храма примерными размерами 5 х 3 м и культурный слой с фрагментами черепицы-керамиды и керамики XIII – XV вв. В настоящее время остатки храма не прослеживаются, не исключено, что они были разобраны жителями поселка для строительных нужд. Четко видна каменная ограда, проходящая через территорию современного кладбища.
Средневековый пещерный монастырь: (XI – XV вв.): О существовании монастыря у подножия Сокола впервые сообщает архиепископ Гавриил в 1844 г.: «При подошве горы Сокол заметны остатки древнего Греческого каменного монастыря во имя «св великомученика Георгия», разрушенного во время Турецкой войны… С южной стороны храма, из расселины камня истекает ручей чистой воды». Краткие описания памятника составили: судакский священник Валентин Томкевич в 1907 г. и Н. В. Лезин в 1924 г. В 1925–28 гг. обследования проводили: А. А. Фомин, Ю. В. Готье и А. И. Полканов; в 1936 г О. Н. Бадер. В 1995 г. обмеры пещерного храма произведены А. В. Джановым, а в 1999–2003 гг. В. Г. Туром.Монастырь расположен на обрывистом выступе карангатской террасы, сложенном из песчаников четвертичного возраста. Терраса примыкает с востока к Новосветской бухте и имеет протяженность около 400 м. Толща песчаников мощностью от 5 до 30 м покоится на глинистых сланцах «таврической серии». Сланцы во многих местах размываются морским прибоем. Крупные блоки песчаника откалываются от основной толщи и периодически обрушаются к подножью. По этой причине о первоначальном количестве пещерных сооружений судить трудно. На сегодняшний день сохранились три объекта. В восточной оконечности обрыва находится вырубленное сверху в обрыве скалы прямоугольное помещение, к которому с северо-востока вела еле заметная лестница. Сохранились три стены и пол . На южной и западной стене вырублены три равноконечные креста. К основанию западной стены примыкает каменная скамья или лежанка. В северовосточной части просматривается еще один выступ, который с большим сомнением можно интерпретировать как алтарь.В средней части обрыва, у его основания находятся несколько гротов. Один из них в древности был приспособлен под христианский храм. На его стенах сохранились следы обработки. До сих пор видны остатки известковой штукатурки на своде. Хорошо сохранились фундаменты внешней южной стены помещения. В восточной части ее просматривается плече и закругление абсиды. Пол внутри помещения плотный глинобитный. Вблизи храма были собраны немногочисленные фрагменты красноглиняных кувшинов, а также амфор с петлевидными реберчатыми ручками XI – XIV вв. Еще один объект искусственного происхождения находится в западной части обрывов. Представляет собой площадку с примерными размерами 10 на 10 м, ограниченную вертикальными стенами около 4 м высотой. Стены обработаны в древности металлическим инструментом. Повсеместно на площадке встречаются фрагменты красноглиняной керамики. В период таяния снегов в центре площадки бьет мощный родник.Из коллекции Н. П. Лихачева происходит свинцовый моливдовул X – XI вв. с изображением св. Николая и надписью: + Господи, помоги рабу своему Николаю, монаху. Печать была найдена «в 1910 г. в Крыму, в Судаке на Сокол-горе» и ее, очевидно, следует связывать с пещерным монастырем.
Чернов Э.А. «Солдайское консульство и Судакский кадылык:преемственность границ и населенных пунктов.»Casale Paradixii Может возникнуть ассоциация с прежним названием усадьбы Голицына Парадиз (с 1878 г.), ныне поселок Новый Свет. Однако в статистическом справочнике Таврической губернии за 1865 г. Новый Свет значится как русское поселение – владение на берегу моря с 1 двором и 1 жителем, там имелся рыбный завод. Несомненно, Парадизы от греческого Παράδεισοι – рай (мн. ч.); райские сады; сады Эдема. При османах села с таким названием не было, очевидно, оно уже имело другое название. Самое близкое по смыслу это – Кутлак. Очевидно, еще с начала османского периода слово исказилось, т.к. с 1520 г. оно звучит именно как Кутлак и близко к старотурецкому kutlug, сейчас kutlu – счастливый; благословенный; радостный. Т.е. «райский», переосмыслено в «счастливый». В свою очередь современное название Веселое калькирует от другого значения – «радостный». В селе бытует легенда, передаваемая от старожилов, что предки жителей села, уйдя от генуэзцев из Судака, основали село. И первоначально их было 7 семей.
И напоследок еще пару фоток сегодня.
Синяя бухта.
Тропа Голицына.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…