- Легенда Форума
-
Имя: Юрий
- Сообщения: 2928
- Стаж: 4 года 5 месяцев 2 дня
- Откуда: г. Москва
- Пол:
- Поблагодарили: 6495 раз.
- Награды: 20
-
-
- Найти темы пользователя
-
|
Dvoryannikov » 10 фев 2020, 09:40
История далекая и близкая. Часть третья.После спуска с горы Шоана держим курс в сторону Карачаевска и Нижней Теберды. Нас ждет еще один сохранившийся памятник истории. Припарковали машину на краю аула и пошли в гору. Идти нам долго, на вершинку этого хребта. Топали мы по раскисшей дороге, все снова в грязи. Вот здесь видна дорожка, по которой мы топали. Дима даже слегка приустал. Цель близка. Это - Сентинский храм, ему уже около 11 столетий, информация про него под плюсиком. Сентинский храм По дороге к Теберде лежит карачаевское селение Нижняя Теберда. Раньше это селение было известно под названием Сенты (Сентинское), что значит с карачаевского - сын (памятник). Здесь на склоне левого берега реки Теберды расположены многочисленные строения Спасо-Преображенского женского монастыря, открытого синодом в конце XIX века. А на самой вершине горы возвышается Сентинский храм возрастом более 1000 лет! Он издавна привлекал внимание ученых и художников своей достопримечательностью - фресками. Первая специальная экспедиция для изучения исторических жемчужин Теберды была совершена в 1829 году архитектором Иосифом Бернардацци. В своем письме к Эмануэлю Бернардацци пишет: "В сем же месте, где находится упомянутый крест, приметны останки древнего огромного жилища, можно надеяться, что дальнейшие изыскания откроют следы, что на сем месте некогда находилось". Храм поразил исследователя множеством изображений и надписей, сохранившихся на его внутренних стенах. В алтаре над тремя окнами видно большое изображение Божьей Матери, а надо оным Тайная Вечерня. И. Бернардацци признал храм византийским и отнес его ко времени Юстиниана Великого - X век. В настоящее время фрески не сохранились. Из путеводителя "Теберда. Домбай. Архыз" под руководством Ю. В. Саркисян, С. А. Демина, В. В. Саркисян. 2014 г. И еще из письма Бернардацци: Утром, 17 числа, я отправился к означенной реке, в сопровождении двух Князей, Офицера Краснова, 50 конных Козаков и такого же числа пехоты. Князья, служившие мне проводниками, в намерении заставить меня воротиться, избрали дорогу самую тягостную и даже опасную, заставляя меня переправляться с одного берега на другой. Наконец мы прибыли к подошве Святой горы, откуда увидел я церковь, возвышавшуюся почти на 150 сажень над поверхностью реки. Крутизна горы заставила нас оставить лошадей, и пойти пешком. Достигши вершины, мы взошли на площадку, на которой построен храм. Внутренность его покрыта разными изображениями (al fresco) из земной жизни Спасителя. Сия живопись, подтверженная действию воздуха в продолжение многих веков, еще довольно хорошо сохранила живость своих красок. В алтаре, над тремя окнами, видно большое изображение Божьей Матери, а над оным Тайная Вечеря. Стены сложены из таких же камней, как и церковь на горе Чуне. Своды, во всей церкви, равно как и купол, весьма хорошо сохранились. Кирпичи, употребленные в некоторых частях строения, величиною в 8 квадр. вершков и в вершок толщиною, выжжены из превосходной глины. Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку Камни вдоль дороги вполне живописные. Дорога частично построена с помощью взрывных работ. Внутренности храма просты и слегка испорчены вандалами. Сентинский храм Его четкие массы гармонируют с композицией плана: здание относится к довольно редкому типу храмов, в плане представляющих так называемый чистый (не осложненный пристройками) крест. На средокрестии покоится глава - цилиндрический барабан с восемью окнами и низкий полусферический купол, некогда увенчанный металлическим крестом. Единственная полуциркульная апсида прорезана тремя окнами; она опирается на открытый снаружи многоступенчатый цоколь. Внутрь храма ведут три входа со световыми люнетами. Через главный, западный вход войдем в храм. Интерьер представляет собой крестообразное пространство, ограниченное плоскими и ничем не декорированными стенами - все очень просто и строго. Под барабаном - световой центр храма, остальная часть помещения затенена и погружена в таинственный полумрак. В алтаре ниже окон раньше находилась каменная скамья, ее отметил археолог и художник И.А. Владимиров, изучавший Сентинский храм летом 1899 года. Это синтрон - седалище для церковного клира. В целом же бросается в глаза интимность интерьера, не рассчитанного на большой приход. Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку Еще раз о наших гидах и проводниках-альпинистах Яне и Магомеде. Алания На территории древней Западной Алании известны остатки множества маленьких зальных одноапсидных церквей аланской эпохи, четыре необследованных крестообразных храмика (Кузнецов, 1977а, с. 84-87) и только пять крестовокупольных храмов. Эти последние типологически едины и характеризуются неместным, провинциально-византийским происхождением форм. Обнаруженная нами дата строительства Сентинской церкви с неизбежностью поднимает вопрос о принадлежности всей этой группы храмов к сер. - 2 пол. Х в. Распространенное в науке мнение о строительстве первых храмов этой группы в эпоху христианизации Алании, т.е. в нач. Х в., кажется чисто спекулятивным (Кузнецов, 2002, 47; Саканиа, 2004). Архитектурные аналогии, приведенные Кузнецовым для наиболее древнего, с его точки зрения, Северного Архызского храма (Кузнецов, 1977а, с. 27-72), относятся к 1 пол.-сер. Х в., а не исключительно к его началу. Кроме того, о крупномасштабном строительстве на этом этапе в источниках нет и речи: Николай Мистик в своем письме (Nicolaus Mysticus 46) просит эксусиаста соседней Авасгии предоставить архиепископу Алании «необходимое и утешительное для жизни». В Алании, конечно, сооружали какие-то храмы, и вполне вероятно, что изгнание христиан в 931/2 г. (см. ниже) сопровождалось их разрушением. В этой связи вспомним предположение Кузнецова о разрушении первого храмика рядом с Сентинской церковью, косвенным доказательством чего может служить и указание нашей надписи на «обновление» храма. Если так, то церковное строительство в Алании вряд ли возобновилось раньше 40-ых гг. Х в. Неоднократно отмечалась архитектурная связь между храмами Алании и Абхазии: в форме ли гипотезы о единой школе (Афанасьев, 1986), или о заимствовании образцов (Перфильева, 1992). Причем Абхазия, как мы помним, была помощницей византийцев в деле христианизации аланов в нач. Х в. (Nicolaus Mysticus 46) Особенно часто сближаются Северный Зеленчукский и Лыхненский храмы. Между тем, Л.А.Перфильева говорит о родстве последнего с храмом в Мокви, который датируется временем правления Леона III (между 957 и 969 гг.), т.е. хронологически совпадает с Сентинской церковью: «храм в Лыхны является звеном, следующим за сооружением Северного Зеленчукского храма и собора в Мокви» (Перфильева, 1992, с. 199-200). Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку Дима всё, даже нас, рассматривал в бинокль. Посмотреть там есть куда, и глазу приятно. Кругозор с горы Бурун-Сырт (Мысовый хребет), а именно на ней стоит Сентинский храм, гораздо лучше, чем с горы Шоана. Вот, например, река Теберда: А вот аул Нижняя Теберда. В горах зима с осенью борется. Не всегда природу хорошо рассматривать в бинокль, иногда хочется взять взглядом панораму шире, например, как на этом кадре: Мы бродили внутри храма, рассматривая фрески, как вдруг Яна начала громко звать нас выйти наружу. Выбегая, успеваю заснять редкую картину - в просвете, поверх облаков, проявляется, поблескивая на солнце, заснеженная вершина противоположного горного хребта. Этот длинный день заканчивается у нас просмотром достопримечательностей Северного Кавказа вот в таком необычном исполнении. Для завершения темы приведу цитату для связи исторических событий того времени на Северном Кавказе с основной темой данного форума - Крымом. Аланы в Крыму В III веке в Крым с Северного Кавказа переселяются племена аланов, родственные сарматам. К тому времени аланы вели жизнь оседлых земледельцев и скотоводов. В Крыму они присоединились к сарматам, жившим в плодородных речных долинах. Следы их поселений пока не найдены, то ли потому, что аланы жили в легких шатрах, следы которых невозможно обнаружить раскопками, то ли от того, что их уничтожили современные деревни. Зато археологи открыли могилы с многочисленным аланским инвентарем, среди которого особенно выделяются серебряные и золотые украшения с крупными вставками из красного стекла или сердолика. Хотя крымские аланы уже не были кочевниками, особым почтением пользовались их кони. В аланских некрополях открыты многочисленные погребения лошадей, как сопровождавших людей, так и в отдельных могилах. Из книги "Краткая история Крыма", Прохоров Д. А., Храпунов Н. И. Еще много интересной информации про Сентинский храм можно прочитать здесь: Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку ... stay tuned ...
Скажи мне, чей Крым, и я скажу кто ты... (с) vk Я веду краеведческо-фотографический канал в Telegram: Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку . Присоединяйтесь.
|