Поедем в область, а именно в п. Муромцево, Судогодского района.
Тысячи туристов ежегодно посещали эти места. Как сейчас не знаю. Замок закрыт,огорожен забором. Уже какой год обещают его реставрацию и толку ноль...
Всех их манила усадьба Храповицкого. Как добраться до места, многие выясняют еще задолго до поездки. Эта информация невероятно важна. Между городами Владимиром и Муромом находится маленький поселок Муромцево. Замок Храповицкого расскажет свою историю именно здесь. Из Владимира можно добраться на любом рейсовом автобусе, направляющемся в Судогду, Красную Горбатку или Муром. Выйти на автостанции в Судогде, а затем пешком пройти около 3 км. На автомобиле точно так же, доехав до Судогды, двигаться по главной улице Ленина, по мосту проехать через реку Судогда. У развилки на поселок Красный Химик повернуть направо, доехать до Муромцево. Наш ориентир - желтые ворота в надписью "техникум" и автобусная остановка. Заезжаем в эти ворота. За ними нас ожидает настоящий готический дворец - замок Храповицкого, фото которого похожи на кадры из старого фильма.
МУРОМЦЕВО. УСАДЬБА ГРАФА ХРАПОВИЦКОГО.
Му́ромцево — посёлок, центр Муромцевского сельского поселения Судогодского района Владимирской области, расположен в 3 км на юго-восток от районного центра Судогды.
Деревня известна с 1884 года, когда полковник Владимир Храповицкий впервые приехал в родовое имение, доставшееся ему в наследство от отца.
В окрестностях Храповицким было основано акционерное общество «Лесные склады Храповицкого», занимавшееся разведением леса, переработкой и продажей древесины. С 1892 по 1900 год лесное хозяйство в Муромцево возглавлял известный немецкий учёный Карл Тюрмер.
Ныне о былом великолепии усадьбы напоминают лишь открытки с видами «Муромцево», выпущенные в начале ХХ века. Эмигрировав во Францию, супруги Храповицкие закончили свой жизненный путь на побережье Средиземного моря, в доме для престарелых тихого городка Мантон. Страна, чьи замки стали прообразом усадьбы, дала последний приют ее владельцам. А пара белых лебедей жила на большом усадебном пруду до 1925 года, а потом исчезла, видно, потеряв надежду на возвращение хозяев... Вселившийся во дворец сразу после революции местный лесотехникум в 1979 году переезжает в выстроенный на краю парка «шедевр» зодчества конца семидесятых, предрешив судьбу главного дома. Два пожара довершают начатое. Давно заросли разнотравьем водные каскады, местные жители внесли свою корректировку в структуру парка. От сорока гектаров усадьбы осталось восемь. Еще немного, и сомкнется жилая застройка, оставив в прошлом уникальность планировочного решения. Рухнут стены, погребя под собой все то, что современники называли «царскою усадьбой».
В 1884 - 1889 годах П.С.Бойцов строит в Муромцеве главный дом с каскадом прудов перед ним, конный двор, охотничий домик, не сохранившийся ныне дом управляющего, скотный двор, каретник, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду и водонапорную башню. В 1889 - 1895 годах по проекту того же архитектора близ имения В.Храповицкого были построены: деревянное здание железнодорожной станции Храповицкая, дом станционного смотрителя, станционный лабаз, здание почты с телеграфом, школа, магазин и баня.
Первоначально главный дом был двухэтажным. В 1906 году было пристроено правое крыло с высокой башней. Готическая тема основного дома, получившая продолжение в этой пристройке, органично соседствует с элементами модерна. В замке были все удобства: водопровод, канализация, телефон.
Парковый фасад дома в итоге перестройки и пристройки нового объема получился довольно интересным и необычным.
Грустно видеть, как разрушается и ветшает дом-замок. Еще несколько десятилетий назад картина была иной. Пока в здании располагался Муромцевский лесхоз-техникум, открытый в 1921 году на базе лесного хозяйства В.С.Храповицкого, дом был цел.В 1977 году техникум выехал из дворца, и началось постепенное разрушение.
Правда, за последние годы произошли и отрадные события: главный дом получил крышу над головой, а это - залог сохранности основной части здания.
В доме почти не сохранилось оригинальных рам, лишь в башенном окне видно, как оконные переплеты подчеркивали общее стилистическое решение. Над окном видны остатки герба Храповицких в виде лилии.
Деревянные перекрытия рухнули, кое-где остались новые - советских времен. В остальном внутренняя планировка сохранилась неплохо. Но о богатстве прежнего убранства говорить не приходится
Местами можно различить элементы отделки стен.Но нет ни паркетных полов, ни декоративных росписей художника августа Томашки, ни коллекции картин, ни знаменитой зеркальной комнаты. Все в прошлом.
Слабо заметны чудом уцелевшие куски крупной кафельной плитки, которой были выложены когда-то огромные печи. Мебель Храповицкий заказывал у Шмидта, тестя архитектора Бойцова.
Сохранилась многопролетная лестница, ведущая почти на самый верх дворца. С нее хорошо видны бывшие внутренние помещения дома. Мрамор для лесницы был заказан Губонину.
А из окон открываются виды на заросший парк, славившийся когда-то своей красотой и состоявший из трех частей: итальянской (каскады прудов и партер), французской (фонтаны, оранжереи и игровые площадки) и английской (разбита в 1910). Жена Храповицкого, Елизавета Ивановна, влекалась цветоводством, поэтому кроме парка, усадьба славилась необыкновенными цветочными клумбами.
Раньше перед главным домом располагались итальянский сад со сложным водным каскадом на террасах, регулярные партеры, фонтаны французского сада . Даже в самых богатых усадьбах такая водная феерия была редкостью.
Остатки этой водной системы можно обнаружить и сейчас. Перед главным домом виды постепенно разрушающиеся подпорные стенки бывших прудов, кое-где совсем заросшие.
Если спуститься вниз, можно полюбоваться тем, что осталось от знаменитого водного каскада. Тихо и безмятежно спит огромный пруд под сенью серебристых тополей.
В усадьбе был великолепный парк с плодовыми посадками и дендрарием. Были здесь оранжереи, площадки для спортивных игр, плавно изогнутые аллеи, просторные поляны с живописными группами деревьев и даже искусственные ручьи. Для создания этого великолепия владельцы пригласили известных тогда садовых мастеров Г.Куфольда и К.Энке. Сейчас вокруг дома сохранилась небольшая часть парка, местами образовавшая непроходимые заросли, а местами ставшая чудестным пастбишем для местных овечек и даже коров.
Чуть в стороне от главного дома расположены бывшие конюшни В.Храповицкого. Некоторое время назад здесь вроде бы располагалось общежитие, в котором случился пожар, здание забросили.
Кони и люди покинули дворец-конюшню, и он потихоньку приходит в запустение; крепкое здание, правда, пока не сильно разрушается снаружи.
Но внутренние помещения, в которых еще сохранились старые плиточные полы и литые чугунные колонны-опоры, стали заваливать мусором.
А ведь когда-то конный двор был гордостью владельца. О количестве великолепных скакунов мы можем судить по размерам конюшни, где все было устроено на радость лошадям и не чаявшему в них души хозяину.
Частично уцелела старая ограда со стороны каретных сараев. В ее оформлении использованы стилизованные пики и алебарды.
Само здание каретных сараев находится в плачевном состоянии и вряд ли подлежит восстановлению. Зато напротив скотный двор - в прекрасном состоянии, здесь была столовая лесхоз-техникума.
Хорошо сохранились симметричные флигели по бокам конного двора. Один из них определенно жилой, рядом гуляла маленькая девочка с сиамской кошкой.
Из других сохранившихся построек на территории бывшей усадьбы часть используется под индивидуальное жилье, остальные стоят с выбитыми стеклами и ждут...
Недалеко от главного дома расположена действующая ныне церковь "Святой мученицы царицы Александры". Храповицкий хотел сделать этим подарок царствующему дому, а именно - жене Николая II Александре Федоровне.
Симпатичный небольшой храм был возведен в 1899 году в псевдорусском стиле. При восстановлении церкви в 1996 году появилась деревянная двускатная кровля вместо первоначального сложного завершения. От церковной ограды ущелели кирпичные столбы ворот.
Муромцево постепенно приобретает известность и даже становится своеобразным культовым местом. Но усадьба настолько оригинальна и необычна, что, возвращаясь сюда, не перестаешь удивляться.