
«Знаете ли вы Чернореченский каньон? О, вы не знаете Чернореченского каньона!» - что-то такое выспренное наверняка произнес бы классик, вылезши на вершину Оксек-Бурун и взглянув вниз.
Мы-то воображали, что Чернореченский каньон знаем: сколько раз прошли его понизу, сколько раз смотрели на него с Сарджика, Ай-Тодора, Бибиковского исара и прочих видовых точек. Но вчера поняли: все это было не то. Да, каньон прекрасен со всех окрестных мысов, но нигде он не представал в таком масштабном величии, в такой полноте обзора.
Ради подобной картинки стоило тащиться сюда, каких бы усилий это не стоило. Мы с подругой забирались на вершину несколько часов. Почему так много? Да потому, что так глупо!
Четкого описания маршрута у нас не было, только распечатка с выуженным где-то в интернете треком и впечатления от чьего-то фотоотчета из того же источника.
Ведомые распечаткой, миновали озеро Нижнее, пофоткали отражавшиеся в его зеркальных водах силуэты деревьев
и по грунтовке двинулись дальше. Пока что все было хорошо и приятно: буковый лес,
веселая зеленая полянка с крокусами и видами на окрестные горы,
подъем вверх вдоль левого борта Ятлауза.
В точке, где грунтовка, по которой мы шли (дорога Передовое-Родное), делала резкий изгиб, нам надо было начинать «форсировать» Ятлауз. Именно так подсказывал трек на распечатке. Но очень не хотелось ломиться через заросли, а имевшаяся под ногами тропинка манила идти в обход. И мы поддались искушению… Люди, никогда не поддавайтесь искушениям – это «козни дьявола»! Ломиться через заросли все равно пришлось, только уже намотав лишний киломтраж. Тропка, действительно, привела к верховью оврага, плавно его обогнула и … растворилась. Оставалось двигаться по направлению. Хорошо хоть классических чигирей там не было. Но, все-таки, эта часть пути выдалась не самой приятной. Немного поднял настроение такой добродушный единорог, выглянувший из-за поваленного дерева.
Когда лес стал уже малость раздражать, впереди показались можжевельники, потом опять заросли, опять можжевельники. Да когда же мы выберемся к вершине?!
… Вот она наконец – самая высокая точка – г. Эли. Только видов с нее никаких – все закрыто верхушками деревьев. Кабанья тропа вела вдоль склона, сквозь можжевельники, но обзора на каньон все не было. Мы уже миновали седловину между Эли и Оксек-Бурун. Видов не было. Наконец за кронами можжевельников прорисовался хоть какой-то пейзажик.
Тут мы рухнули на привал, почти уверенные, что «Нас обманули!» и перед нами самый пристойный вид из тех, какие можно здесь ожидать. На часах было 14-00.
Посидели, перекусили и отправились дальше. О, вон еще какой-то обрывчик виднеется. Может оттуда тоже что-то видно? Да, там было ЧТО-ТО видно!
Скальная площадка, на которой мы стояли, обрывалась в разверзшуюся трещину каньона. Отсюда он был похож на огромную яму и просматривался на всю длину: скалы, разломы, внизу тонкая полоска речки. Грандиозно. «О, вы не знаете Чернореченского каньона!»
Теснину застилала белесая дымка, мешавшая фотографировать. Но не фотоцифрой единой …. Есть еще память, эмоции.
Еще несколько шагов вверх – вершина Оксек-Буруна. Отсюда панорама даже лучше, без помех в виде веток деревьев. Чуть поодаль загадочное сооружение – большоей турик из каменй. Любопытно, те, кто его сложил, тоже упорно продирались сюда через лес или прилетали на серебристых тарелочках с окраин галактики? а может существует третий, не противоречащий науке, ответ – где-то есть дорожка, о которой мы не знаем.
Виды с Оксека великолепны, чего не скажешь о тропе, по которой мы продолжили свое путешествие. Она была отвратительной, вернее она и была-то буквально первые 50 м. Дальше - опять лес, заросли и дежа вю. Очередная поляна показалось райским местом. С нее мы поднялись вверх, на мыс, обозначенный у Белянского Устра-Баир, а на пятисотке указанный без названия. Дымка над каньоном немного рассеялась, дав возможность сделать хоть какие-то снимки.
И тут мы увидели тропу, и она не была кабаньей. Теперь по ней, вниз. Это единственный более-менее нормальный участок нашего похода. Тропа шла по гребню, на карте Белянского названному Сююр-Таш (Кылыч-Бурун). На пятисотке этого названия нет, потому в отчетах гребень обычно фигурирует как Карши-Кая (у Белянского две надписи «Карши-Кая»: между Устра-Баир и Оксек-Бурун и от г. Эли до оврага Ятлауз).
Но и тут мы ухитрились сделать очередную глупость, где-то свернув вниз, в сторону каньона. В результате шли не по самому гребню, а у его подножья и потому остались без тех эффектных фоток, какие делают на его вершине (видели в Интеренте – обзавидовались).
Некоторые участки на тропе безопасными не назовешь: сыпушный склон прямо над обрывом, кое-где ширина полочки -1.5-2 м. Половина ее занята смесью глыб и колючих кустарников, половина наклонная с мелкими камушками. Вниз лететь долго… К тому же камни норовят выскользнуть из под ног и скатиться в теснину. Все время думаешь, что там, под обрывом, в этот момент могут быть люди… Скорость перемещения на таких участках падала до двух метров в минуту. В результате мы спустились в каньон уже после 5 часов. По пути видели тропу, спускавшуюся, с противоположной стороны гребня. Вероятно, правильнее идти там.
Спуск с Сююр-Таша выводит на Партизанскую поляну. Здесь уже места знакомые. Довольно быстро пробежались по каньону, перешли вброд реку у Бибиковского исара и в 18-03 уже стояли на остановке «поворот на Алсу», предвкушая домашний уют и кофе с булочками. «Хорошо все то, что хорошо кончается» (с).
А этот маршрут мы обязательно пройдем еще раз, только уже постараемся сделать это по-умному.
Трек