13 апреля. Гасфортовское водохранилище – Балаклава, окончание
Дорога идёт от «Сотки» прямо к Аскети. Сначала слева по ходу от нас была гора, загораживающая море, но когда мы её обогнули, то увидели его — море, Инжир и мыс Айя, вид, который, однажды увидев, никогда не забудешь! Ну разве не красота?
От этой обзорной площадки до Аскети идти осталось совсем немного.
А это шлагбаум на верхней дороге к Инжиру, по которой мы с девочками ходили весной 2015-го года. Мы тогда не поленились, приехали из Ялты и были единственными посетителями Инжира.
Вскоре дошли до Аскети и стали карабкаться по очень крутому и очень сыпушному склону наверх, к развалинам и остаткам форта «Южная Балаклава».
Викимапия писал(а):
Первые долговременные укрепления в окрестностях Балаклавы начали строиться в период обороны 1854–1855 годов. Тогда на склонах горы Спилия (высота 386,6) британская бригада морской пехоты возвела первые земляные укрепления. Именно с вершины горы Спилия начиналась линия тыловой обороны союзников, которая протянулась на 18 км до Стрелецкой бухты.
После окончания в 1905 году русско-японской войны с учетом опыта сухопутной обороны морской крепости в Порт-Артуре, в военном и морском министерствах вновь вернулись к давней идее создания системы долговременных сухопутных укреплений вокруг Севастополя, на этот раз с учетом опыта боев за Порт-Артур.
Несколько лет шли проектно-изыскательские работы и примерно в 1909–1910 годах началось строительство бетонных укреплений на балаклавских высотах 386,6 и 212,1, которые со временем получили условные наименования форт «Южный» и форт «Северный».
К началу Первой мировой войны в 1914 году готовность форта «Северный составляла более 90%, форта «Южный» — 80–90%. Когда к концу 1914 года выявилось полное господство Черноморского флота, делавшее невозможным германо-турецкий десант в Крым, строительство фортов сухопутной обороны и новых береговых батарей в Севастополе было прекращено....
После окончания Гражданской войны, в 1921–1925 гг. эти балаклавские укрепления, условно именовавшиеся форт «Южный» (высота 386,6 или гора Спилия) и форт «Северный» (высота 212,1) вошли в состав 12-го участка балаклавской группы укреплений Севастопольской крепости. Они состояли из бетонных казематов, орудийных площадок, систем оборонительных бетонированных рвов глубиной 2–3 метра.
Окончательно строительство долговременных укреплений на этих балаклавских высотах завершено не было, поскольку тогда посчитали еще до окончания строительства, что эти фортификационные сооружения морально устарели и не могут противостоять новым видам вооружения.
«Южный форт» представляет собой бетонные казематы, орудийные площадки, систему рвов глубиной 2–3 метра, через каждые 8–10 метров устроены лестницы шириной в 4,5 метра. Через каждые 30 метров сооружены ниши площадью 3 кв.м. Ранее вся система была электрифицирована, электроустановка располагалась где-то внизу в балке. Несмотря на то, что это чисто военное укрепление все бетонные поверхности выполнены под кладку диким камнем, крышки вентиляционных шахт из литой бронзы с виньетками (все они сорваны мародерами, остались лишь фрагменты), если заглянуть в вентиляционные шахты, то видны оцинкованные клепаные трубы, на которых и по сей день нет ни пятнышка ржавчины...
Поднявшись наверх, мы попали в ров, в бетонных стенах которого увидели дверные проёмы, ведущие в какие-то очень тёмные пустые помещения. Наверное, это предназначалось для обороны со стороны суши . Походили там, позаглядывали.
Вот это не знаю, что за сооружение и для какой функции оно предназначалось, описания не нашла, но выглядит весьма живописно. И мыс Айя так и просится в рамку.
А вот и туман, стелящийся над морем со стороны Балаклавы, уже видны внизу его крадущиеся к Серебряному и Золотому пляжам щупальца.
Но у нас здесь на вершине пока яркое солнце и шикарные виды. Например, место старта DH трассы.
Викимапия писал(а):
Неужели они спускаются на великах с того склона, по которому мы сюда карабкались ? Смелые люди... Мы же просто пообезьянничали.
Где-то там внизу за горой Балаклава, укрытая туманом, но мы посмотрим на неё поближе чуть позже.
Сначала мы просто обязаны подойти к знаковому месту Южного форта, я его вообще обожаю.
Викимапия писал(а):
Направляемся в Балаклаву. Интересно, что мы там увидим?
А в сторону мыса Айя - солнечная яркая красота и «Бочка смерти» хорошо видна на обрыве.
А впереди по курсу что-то нереально-фантастическое . Узнаёте очертания?
С приближением к туману холодало, пришлось одеться. Я почему-то представляла себе, что мы войдём в туман как в молоко и всё вокруг будет белым . На самом деле чем дальше мы в него входили, тем больше он рассеивался вокруг нас, словно боялся дотронуться. То есть дорогу мы видели хорошо, даже просто отлично, и то, что видели, как-то не радовало, три года назад таких трудностей вроде бы не было, не припомню . Дорога по всему склону горы раздолбана вдрызг мотоциклами, какими-то машинками типа квадрациклов, появилось много сыпушных и таких же раздолбанных сократок... в общем, мы не чаяли, когда же спустимся вниз, идти очень неприятно. Спустились, и тумана словно бы и не было. То есть он, конечно, где-то был, но мы его уже не видели. Загадка...
Прикольный непонятного дизайна домик, здесь можно приобрести травы и травяные чаи.
Обходим Крепостную гору справа, смотрим на крепость Чембало. Где туман-то? Ведь только что был...
Немного Балаклавской бухты и пустой несезонной набережной.
Мы дошли до площади 1 Мая и оттуда на автобусе уехали в Севастополь. Путь сегодня прошли длинный, не всегда ровный, но остались очень довольны, прогулка понравилась, эмоционально насыщенная оказалась, как, впрочем, и предполагалось . Тоже рекомендую всем, кто любит и не боится много ходить по красивым местам.
На этом экскурсионная часть нашего отдыха заканчивается, к сожалению, завтра вечером уже домой. Как всегда, было грустно и казалось мало проведённых здесь дней, но в запасе есть ещё полдня для прощания с Севастополем.