Если кто-то хоть самую малость знает о жизни монастыря Сурб-Степанос, пишите прямо сюда, в развитие темы.
Несколько дней назад разбирал вещи и нашел у себя старый диск , на котором обнаружил PDF файл . Даже не помню когда скачал его . В нем нашел кое какую информацию об Сурб Степанос .
Нами были произведены раскопки также на территории древнего армянского монастыря, известного в русской литературе под названием св. Георгия (руины его находятся в 3-х км к югу от монастыря Сурб Хач. Руины этого монастыря впервые были описаны М. Бжишкянцем.
.
Следующее сообщение о монастыре в печати принадлежит П. Кеппену, который заметил, что он древнее, чем монастырь Сурб Хач. Хорен Степанэ повторяет, в основном, то, что сообщил о монастыре М. Бжишкянц. В своих описаниях армянских древностей Крыма различные авторы упоминают затерявшиеся в лесу остатки монастыря св. Степаноса, не добавляя о них ничего нового. И лишь в наше время ученые всерьез заинтересовались
этим памятником. Первое исследование, частичная расчистка, обмеры и публикация руин осуществлены украинскими археологами. Следующий этап работ был произведен археологической экспедицией Армении: 1) расчищена дорога, ведущая к монастырю; 2) проведены раскопки на территории церкви. Церковь имеет пятигранную абсиду, облицованную гладкотесаными плитами. Подобные многогранные выступающие наружу абсиды характерны для многих памятников Армении, начиная с раннего средневековья (церкви в Аштараке, Касахе, Егварде и др.). После расчистки абсиды, работы были сосредоточены вдоль стен храма. В западной стене был открыт главный вход церкви (шир.1,5м), который позднее был заложен. В северной стене был Монастырь св. Степанос открыт второй вход в церковь, также заложенный. Третий вход, с южной стороны, находится в разрушенном состоянии, как и вся стена. Внутри церкви был открыт пол, выложенный гладкими плитами. На расстоянии 1,5 м от северной и южной стен, и 3,6 м от абсиды были обнаружены две квадратные базы и одна колонна из сплошного четырехгранного каменного блока, высотой в 1,8 м,
которая валялась под земляным завалом. Здесь же были найдены следы поздней постройки с остатками штукатурки. Раскопки показали, что церковь и вообще весь монастырь были разрушены в
результате землетрясения. Внутри церкви были обнаружены следы поздней постройки, сложенной из обломков ее разрушенных стен. Сохранившиеся остатки кухонной посуды XVII-XVIII вв. свидетельствуют, что здесь нашли временный приют либо монахи, удалившиеся "от мирской суеты", либо беглецы одного из тех смутных времен, которыми так богата история Крыма. Сложенная, в основном, из бутового камня церковь лишь в отдельных частях была отделана гладкотесаными известняковыми блоками - это пятигранная абсида, наличники окон, карнизы, базы и, вероятно, несохранившиеся капители, а также каменные плиты перекрытия и найденная нами колонна, на которой выгравированы изображения крестов. Эта колонна, вырезанная из одного монолитного камня, не имеет параллелей в памятниках Крыма (в Армении же подобных примеров немало). Некоторые из найденных
внутри церкви хачкаров имеют надписи: 1) "Святой Крест предстатель Симеона в году 830 (=1381)...", 2) "Господи Иисусе Христе... в году 780 (=1331)". Последний хачкар - самый ранний из найденных на этой территории.
Таким образом, церковь монастыря св. Степаноса (8,4 х 8,6) представляла собой трехнефное сооружение, арки свода которого опирались на два выступа по бокам абсиды и на две свободностоящие колонны. Украинские ученые полагают, что храм имел восьмигранный барабан, однако для более точного определения перекрытия церкви следует провести дополнительные изыскания. Непосредственно к церкви примыкало какое-то сооружение, а в
юго-восточной части прослеживаются остатки еще каких-то построек - возможно, это были кельи. Памятник нуждается в дальнейшем углубленном исследовании. Если раскопки на территории монастыря Сурб Хач уже дали
определенные результаты, позволяющие отодвинуть дату его основания ко второй половине XIII в., то надо думать, что археологические изыскания монастыря св. Степаноса подтвердят догадку ученых о его более древнем, чем первый, происхождении. Деятельность армянских строителей и каменщиков в Крыму была довольно активной. Наряду с греками они возводили не только свои церкви, но также генуэзские храмы и крепости, татарские мечети. В частности, следы деятельности армянских каменотесов, украшавших сходными, привычными для них узорами архитектурные строения Крыма, прослеживаются по целому ряду памятников. Характерная орнаментация из растительных побегов и пальметок украшает армянские церкви Иоанна Предтечи и св. Саргиса, генуэзские гербы и турецкий бастион в Кафе, капеллу крепости в Судаке, стены армянского монастыря Сурб Хач и мечети хана Узбека, а также татарские надгробья в Старом Крыму. На основе наследия и традиций многовекового национального искусства, а также восприняв культурные достижения своих соседей, крымские армяне сумели создать на своей новой родине
немало прекрасных произведений искусства, как в области архитектуры, так и изобразительного искусства, внеся ощутимую лепту в историю культуры средневекового Крыма