Часть 2. Караимские КенасыПервое место, с которого я начал свое полноценное знакомство с духовенством Евпатории, стали Караимские Кенасы.
Караимы - древний народ Крыма,
исповедующий иудаизм по старому завету. У них своя собственная религия, а вот письменность заимствована у древних евреев. Т.е. они полностью
используют древнееврейский алфавит.
Имена у Караимов еврейские - Моисей, Иудей.
Они делают все, как написано в священном писании, и руководствуются «
Старым Ветхим Заветом». Там, среди прочего, сказано, что в молитвенный дом мужчины и женщины должны приходить не только с чистой душой, но и чистым телом. Именно для этого
в молитвенном доме Кенас установлен фонтан для омовения.
Для того чтобы женщины и мужчины при пребывании в молитвенном доме не думали о плотской жизни и думали лишь о боге, они должны заходить в Кенасы с разных сторон. Молиться тоже должны в разных частях дома, чтобы не отвлекаться друг на друга.
Можно себе представить следующую картину. В молитвенный дом заходит девушка с красивыми формами. Мужчина, будучи самцом по жизни, просто не сможет не взглянуть на нее и таким образом отвлечься от духовного мира.
В писании не сказано о том, как должны выглядеть молитвенные дома, поэтому
все Караимские Кенасы совершенно не похожи друг на друга и выглядят по-разному!
Для меня это стало откровением и заставило задуматься над архитектурным стилем разных религиозных молитвенных домов, будь то церковь, мечеть или синагога.
Кроме того, у
Караимов нет посредника между богом и человеком, нет икон, идолов и другой, изображающей бога атрибутики. Общение идет напрямую.
Касательно самого здания. Оно состоит из многих частей. Сперва ты попадаешь на виноградный двор. Тут можно посмотреть на плиты с древнееврейской письменностью, полюбоваться на фонтанчики для омовения, а также ознакомиться с плитой, где написано, когда тут был император Николай II.
Далее идет мраморный двор, в центре которого установлена мраморная стела, на верхотуре которой возвышается позолоченный двуглавый орел в честь посещения комплекса императором Александром I.
С правой стороны от него мемориальный дворик, посвященный караимам - участникам ВОВ, а с левой – кладбище, называемое Липидарием.
И наконец, самое главное помещение – молитвенный дом. Он немного напоминает католический храм с сиденьями для верующих и тумбой для священнослужителя. В само это помещение не пускают, но и отсюда видно, что молитвенный дом не бедный. Тут присутствуют золотые тона, внушительные люстры и мраморные колонны.
И это скорее закономерность, ведь караимы всегда отличались богатством и щедростью, несмотря на свою малочисленность.
С большим удовольствием прослушав экскурсовода и отчасти записав его на видео (чтобы еще раз прослушать важную для себя информацию и сделать соответствующие выводы), я отправился дальше по маршруту.
Очередь в кафе "Караман":
Чир-Чир: